ОНФ просит Генпрокуратуру проверить регионы, где чиновники вынуждают арендаторов жилья оплачивать капремонт
Муниципальные власти ряда регионов нарушают нормы Жилищного кодекса, они включают в стоимость найма муниципального жилья (в том числе для тех, кто живет в квартирах по соцнайму) взносы на капитальный ремонт. К такому выводу пришли аналитики Центра «Народная экспертиза» в ходе мониторинга проведения капитального ремонта в субъектах Федерации. Согласно нормам Жилищного кодекса (пп. 1 п. 2 ст. 154), капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах проводится за счет собственников. Формирование региональных фондов капремонта началось в 2014 г. Однако в ряде субъектов Федерации отмечены случаи прямого нарушения закона: местные власти своими нормативными актами обязывают нанимателей муниципального жилья платить эти взносы. Так, постановлением главы городского поселения Краснозаводск Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 07.07.2014 определено, что оплата взносов на капремонт общего имущества многоквартирных домов является обязанностью нанимателей муниципального жилищного фонда. В сельском поселении Ивановское Рузского муниципального района Московской области Совет депутатов, утверждая размер платы 16.06.2014, решил, что теперь оплата капитального ремонта муниципального жилья – забота проживающих в нем нанимателей. Совет депутатов Алексеевского сельского поселения Клепиковского муниципального района Рязанской области своим решением от 25.08.2014 в качестве источника финансирования капремонта муниципального жилищного фонда также выбрал личные средства нанимателей. Помимо случаев прямого нарушения закона, мониторинг показал поразительные совпадения. По результатам анализа статистических данных по всем российским регионам специалисты Центра «Народная экспертиза» зафиксировали в 30 субъектах Федерации рост стоимости найма государственного и муниципального жилья в октябре 2014 г. по сравнению с декабрем 2013 г. Скачкообразный рост цен произошел в период с мая по октябрь 2014 года - то есть как раз в тот период, когда наступил срок начала уплаты взносов на формирование региональных фондов капремонта. К примеру, в Рязани в соответствии с постановлениями администрации города до 1 сентября 2014 г. жилье по договорам социального найма в домах постройки 1971–1996 гг. стоило 1,21 руб. за 1 кв. м в месяц, а с сентября 2014 г. – 8,93 руб. Рост составил 7,81 руб. за 1 кв. м. И именно с сентября 2014 г. собственники квартир в соответствии с постановлением правительства Рязанской области начали оплачивать взносы на капитальный ремонт в размере 6 руб. за кв. м. Аналогичная картина – в городе Боровичи Новгородской области. Здесь граждане за муниципальное жилье до 1 августа платили 1,43 руб. за 1 кв. м, а после – 7,92. Плата выросла на 6,49 руб. В то же время минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Новгородской области в 2014 г. составляет 5,93 руб. Подавляющее большинство муниципалитетов не указывают на то, что увеличение платы связано с необходимостью формирования фондов капитального ремонта. Однако подобная синхронизация сумм и сроков уже, по мнению ОНФ, является предметом для изучения этих случаев органами прокуратуры. ОНФ обратился в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой проверить муниципальные правовые акты во всех субъектах Федерации, где отмечен рост стоимости найма, на предмет обоснованности этого роста и включения в состав платы взносов на формирование фондов капитального ремонта.