Михаил Кузнецов рассказал о результатах опроса по теме закупок через электронные площадки в рамках Дня платформенной экономики в наццентре “Россия”
В рамках Дня платформенной экономики руководитель Исполкома Народного фронта Михаил Кузнецов представил данные опроса по теме закупок малого объёма через электронные площадки.
Народный фронт провёл опрос среди 4260 заказчиков, преимущественно небольших учреждений социальной сферы: образовательные организации, районные, городские, сельские и поселковые администрации, учреждения здравоохранения, культуры и спорта, социальной защиты – 4%.
По объёму годовых закупок: 43% организаций работают в диапазоне до 5 миллионов рублей, 27% – от 5 до 20 миллионов, 10% – от 20 до 50 миллионов, 20% – свыше 50 миллионов рублей.
“Порядка 48% заказчиков никогда не использовали электронные магазины, ещё 5% – прекратили их использование, и лишь 35% – считают эту систему эффективной. В то же время 37% – уверены, что она подходит лишь для отдельных случаев, а 14% – прямо говорят о неэффективности”, – заявил руководитель Исполкома Народного фронта Михаил Кузнецов.
Опросы Народного фронта показали, что основными проблемами в использовании электронных магазинов являются низкая конкуренция и ограниченный ассортимент. Главная жалоба пользователей – мало поставщиков и предложений (48%), что делает торги формальными и снижает экономическую выгоду, объяснил руководитель Исполкома Народного фронта.
Использование платформенных готовых решений с учётом их базы поставщиков по отдельным товарам значительно увеличит конкуренцию в этом сегменте госзаказа. Например, предложение 3D-принтеров в одном из крупных федеральных магазинов для госзаказчиков на начало октября 2025 года – 12 поставщиков с общим количеством 78 позиций (включая сканеры и ручки), на маркетплейсах только позиций “3D-принтер без дополнительного оборудования” – 3154.
Михаил Кузнецов сообщил, что Народный фронт предлагает в качестве решения этой проблемы использование маркетплейсов и их базы поставщиков, которые значительно повысят конкуренцию и предложения, доступные для заказчиков. Однако важно предусмотреть платформенное решение не только для закупок товаров, но и для работ и услуг. 54% заказчиков называют услуги и работы основной частью закупочного процесса (образовательные, строительные, клининговые и т.д.).
Также руководитель Исполкома Народного фронта отметил недостаточную надёжность и отсутствие гарантии заключения договора по результату процедур, фактически в нарушение публичной оферты, на что указал каждый четвёртый респондент (25%). Это снижает доверие заказчиков.
Михаил Кузнецов подчеркнул, что в данной ситуации следует усилить ответственность поставщиков через понятные инструменты. Ведь в социальной сфере срыв сроков поставки или нарушение качества товара могут иметь значительно большие последствия, чем в потребительском секторе.
По мнению экспертов Народного фронта, инструменты могут быть следующими: административный штраф; включение в реестр недобросовестных поставщиков; замещающие сделки (приобретение более дорогого товара, разницу в цене компенсирует поставщик, который не вышел на закупку); “белые списки” поставщиков.
Руководитель Исполкома Народного фронта обратил также внимание на проблему обеспечения контроля качества. 22% респондентов указали, что площадки не гарантируют качество поставляемой продукции. Текущие площадки не интегрированы либо слабо интегрированы с системами “Честный знак”, “Меркурий”, системой мониторинга движения лекарственных препаратов (МДЛП). У самих заказчиков, как правило, нет возможности проверить качество товара, так как нет экспертов и оборудования – на это указали 47% заказчиков. Учитывая, что 36% заказчиков регулярно закупают продукты питания, 15% – медицинские товары, такая интеграция была бы очень востребована.
Сложный интерфейс и технические ограничения также являются имеют важное значение. 17% пользователей жалуются на неудобство работы и дублирование данных. 58% респондентов отметили, что основная причина стресса в работе с закупками малого объёма – большое количество рутинных операций при малом штате сотрудников. О сложностях с применением национального режима заявили 49% респондентов. Помощь в описании объекта закупки и определении НМЦК 50% респондентов назвали главными мерами по облегчению их работы.
Руководитель Исполкома Народного фронта отметил, что совместно со Сбербанком и МГУ было проведено исследование, которое показало, что маркетплейсы в данный момент – лидеры по уровню доверия среди всех коммерческих организаций.
Михаил Кузнецов также сообщил, что у малых заказчиков не хватает специалистов: у 39% заказчиков закупками занимается один человек, в 30% случаев люди вынуждены совмещать закупки с иной работой. При этом страх ответственности как демотивирующий фактор отмечен в 25% свободных ответов на вопрос о первоочередных мерах по изменению системы госзакупок.
Переход на платформенные закупки, по мнению экспертов Народного фронта, мог бы значительно разгрузить специалистов и помочь решению кадрового вопроса, особенно в малых населённых пунктах.
“Существуют механизмы защиты малых региональных поставщиков, прежде всего фермерской продукции, различных услуг. Крайне важно, чтобы переход на большие платформенные решения позволил регионам сохранить эти системы поддержки. Потому что возможность для больших сетей, для больших игроков заходить через цифровые платформы может создать ситуацию, при которой пострадают малые поставщики, которые создают рабочие места и поддерживают местный бизнес”, – отметил руководитель Исполкома Народного фронта Михаил Кузнецов.