16+
Наведите камеру на QR-код, чтобы сделать вызов со смартфона
Скопировано!

Эксперты Народного фронта рассказали представителям Банка России и СРО страхового рынка о своих предложения по нормативному регулированию натурального возмещения по ОСАГО

вторник, 16 сентября 2025 г. 18:02
Эксперты Народного фронта рассказали представителям Банка России и СРО страхового рынка о своих предложения по нормативному регулированию натурального возмещения по ОСАГО

16 сентября 2025 года в Народном фронте состоялось обсуждение законодательных изменений системы натуральной формы возмещения по ОСАГО. Соответствующий законопроект был принят в первом чтении в 2024 году. Парламентские слушания изменений, с учётом предложений озвученных в Народном фронте, ко второму чтению предварительно назначены на будущий октябрь. В дискуссии принимали участие представители Банка России, саморегулируемых организаций страхового рынка, экспертного сообщества и журналисты.

Сама концепция реформы системы натурального возмещения, по заявлениям  экспертов  Народного фронта, сделает ОСАГО более комфортным и прозрачным для потребителя. Вместе с тем, представители президентского движения предложили унифицировать формулировки для направлений на ремонт, внедрить процедуру согласования сметы восстановления транспорта и установить сроки на предоставление ответа аварийных комиссаров от страховых компаний. Эти дополнения реформы системы натурального возмещения позволят исключить большинство спорных ситуаций между страховщиками, их клиентами и СТОА.

«Наши наблюдения и практика работы с обращениями граждан показывают, что сегодня доля натурального возмещения, когда страховщик самостоятельно направляет машину клиента на станцию, с которой у него заключен договор, составляет не более 5–6%. По данным Финансового университета, проводившего исследование в прошлом году, только 40% человек хотят и делают ремонт машины. Выплаты по страховкам растут, но составляют в настоящее время сумму порядка 100 тыс. руб. Разница между выплатами и рыночной стоимостью ремонта существенна. Безусловно, потребителю было бы комфортнее ремонтировать автомобиль по направлению страховщика, но в текущих экономических и политических реалиях зачастую это невозможно – стоимость даже б/у деталей растёт, в том числе и из-за сложности с их «добыванием». Потребитель вынужден самостоятельно искать станцию техобслуживания, детали или доплачивать в СТОА по направлению», – рассказала член Центрального штаба Народного фронта, руководитель проекта «За права заёмщиков» Евгения Лазарева.

Она отметила, что не редки ситуации, когда при оценке страховыми компаниями стоимости ремонта не учитываются скрытые повреждения. Безусловно, с принятием закона количество центров техобслуживания, оформляющих возмещение по ОСАГО, может вырасти в разы. И география значительно расширится, в том числе – за счёт небольших населённых пунктов. При этом вызывает беспокойство обеспечение «доступности» представителей страховых компаний для выявления «скрытых повреждений» и показа автомобиля после ремонта. Если придётся несколько раз вывозить автомобиль в страховую компанию за много километров – это не прибавит натуральному ремонту клиентской ценности и привлекательности.

Эксперты Народного фронта также отметили, что реформирование системы натурального возмещения предусматривает, что дополнительная компенсация за неучтённые и скрытые повреждения, обнаруженные в ходе ремонта, будет выплачиваться, только если восстановление произведено четко в рамках утвержденного осмотра ТС. При этом могут случаться ошибки в описании со стороны аварийного комиссара. Например, представитель страховщика в направлении укажет ремонт детали, вместо замены. Также достаточно часто уже на станции техобслуживания ни клиент, ни мастер не могут понять,  на что опиралась страховая компания при расчёте возмещения – нет конкретной сметы. То есть за качество составления актов осмотра автомобиля и, как следствие, расчёт стоимости ремонта ответственность перекладывается на потребителя. Но большинство автовладельцев не имеют достаточных знаний и компетенций. В перспективе это может привести к ещё большему росту количества споров и разбирательств. Решением этой проблемы может стать нормативное закрепление унифицированных формулировок и терминов в направлениях на восстановительный ремонт, обязанности страховщика предоставлять клиенту предварительную смету восстановительного ремонта, фиксации процедуры обязательного согласования сметы ремонта с клиентом и СТОА, а также сроков её проведения и наказания за нарушение этих сроков.



16+

Бесплатное приложение для Android и IOS:

RuStore

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies

Согласен

Скачай наше мобильное приложение!

Скачать приложение