Эксперты Народного фронта рассказали представителям Банка России и СРО страхового рынка о своих предложения по нормативному регулированию натурального возмещения по ОСАГО
16 сентября 2025 года в Народном фронте состоялось обсуждение законодательных изменений системы натуральной формы возмещения по ОСАГО. Соответствующий законопроект был принят в первом чтении в 2024 году. Парламентские слушания изменений с учётом предложений, озвученных в Народном фронте, ко второму чтению предварительно назначены на октябрь. В дискуссии принимали участие представители Банка России, саморегулируемых организаций страхового рынка, экспертного сообщества и журналисты.
Сама концепция реформы системы натурального возмещения, по заявлениям экспертов Народного фронта, сделает ОСАГО более комфортным и прозрачным для потребителя. Вместе с тем представители президентского движения предложили унифицировать формулировки для направлений на ремонт, внедрить процедуру согласования сметы восстановления транспорта и установить сроки на предоставление ответа аварийных комиссаров от страховых компаний. Эти дополнения реформы системы натурального возмещения позволят исключить большинство спорных ситуаций между страховщиками, их клиентами и СТОА.
«Наши наблюдения и практика работы с обращениями граждан показывают, что сегодня доля натурального возмещения, когда страховщик самостоятельно направляет машину клиента на станцию, с которой у него заключен договор, составляет не более 5-6%. По данным Финансового университета, проводившего исследование в прошлом году, только 40% человек хотят и делают ремонт машины. Выплаты по страховкам растут, но составляют в настоящее время сумму порядка 100 тысяч рублей.
Разница между выплатами и рыночной стоимостью ремонта существенна. Безусловно, потребителю было бы комфортнее ремонтировать автомобиль по направлению страховщика, но в текущих экономических и политических реалиях зачастую это невозможно – стоимость даже б/у деталей растёт, в том числе и из-за сложности с их “добыванием”. Потребитель вынужден самостоятельно искать станцию техобслуживания, детали или доплачивать в СТОА по направлению", – рассказала член Центрального штаба Народного фронта, руководитель проекта “За права заёмщиков” Евгения Лазарева.
Она отметила, что нередки ситуации, когда при оценке страховыми компаниями стоимости ремонта не учитываются скрытые повреждения. Безусловно, с принятием закона количество центров техобслуживания, оформляющих возмещение по ОСАГО, может вырасти в разы. И география значительно расширится, в том числе за счёт небольших населённых пунктов. При этом вызывает беспокойство обеспечение “доступности” представителей страховых компаний для выявления скрытых повреждений и показа автомобиля после ремонта. Если придётся несколько раз вывозить автомобиль в страховую компанию за много километров – это не прибавит натуральному ремонту клиентской ценности и привлекательности.
Эксперты Народного фронта также отметили, что реформирование системы натурального возмещения предусматривает, что дополнительная компенсация за неучтённые и скрытые повреждения, обнаруженные в ходе ремонта, будет выплачиваться, только если восстановление произведено чётко в рамках утвержденного осмотра ТС. При этом могут случаться ошибки в описании со стороны аварийного комиссара. Например, представитель страховщика в направлении укажет ремонт детали вместо замены. Также достаточно часто уже на станции техобслуживания ни клиент, ни мастер не могут понять, на что опиралась страховая компания при расчёте возмещения – нет конкретной сметы. То есть за качество составления актов осмотра автомобиля и, как следствие, расчёт стоимости ремонта ответственность перекладывается на потребителя. Но большинство автовладельцев не имеют достаточных знаний и компетенций. В перспективе это может привести к ещё большему росту количества споров и разбирательств.
Решением этой проблемы может стать нормативное закрепление унифицированных формулировок и терминов в направлениях на восстановительный ремонт, обязанности страховщика предоставлять клиенту предварительную смету восстановительного ремонта, фиксации процедуры обязательного согласования сметы ремонта с клиентом и СТОА, а также сроков её проведения и наказания за нарушение этих сроков.