ОНФ: Недопустимо, чтобы под видом борьбы за качество госзакупок заказчики продвигали «своих» поставщиков
Эксперты проекта ОНФ «За честные закупки» промониторили тендеры Министерства образования и науки РФ на выполнение работ и оказание услуг в различных сферах и выяснили, что в 30% случаев победителем признавался участник, предлагающий наиболее высокую цену. Эксперты сомневаются, что проигравшие компании предлагали услуги худшего качества за меньшие суммы. ОНФ просит Минобрнауки объяснить такую закупочную практику. Эксперты Народного фронта проверили результаты более 40 открытых конкурсов, проведенных Минобрнауки в 2014 г. на общую сумму 700 млн руб. В результате мониторинга выяснилось, что примерно в трети закупок (13 конкурсов) победителями признавались компании, предложившие самую высокую цену. Таким образом, в рамках 13 закупок было освоено почти 60% средств, потраченных по всем промониторинным тендерам. Возможная экономия, по оценке экспертов, может составлять более 100 млн руб. Следует отметить, что в конкурсе, в отличие от аукциона, при выборе победителя учитывается не только самая выгодная цена, но и другие параметры, в том числе функциональные и качественные характеристики товаров, работ, услуг. При этом заказчик самостоятельно выбирает тот набор критериев, по которым он будет оценивать поставщика, и ранжирует эти параметры в зависимости от важности, присваивая им повышающий или понижающий коэффициент. При проведении торгов члены конкурсной комиссии выставляют участникам баллы по каждой позиции, а затем осуществляют расчет, на основании которого и объявляется победитель. По мнению экспертов ОНФ, в случаях с закупками Минобрнауки такая система определения победителя могла быть использована заказчиком для продвижения «своего» поставщика. Так, в октябре 2014 г. состоялся тендер по созданию автоматизированной системы проверки данных участников конкурсов, проводимых министерством. В закупочной документации в общих словах говорится о повышении эффективности осуществления проверок и снижении рисков объявления победителем конкурса участников, не соответствующих требованиям законодательства. В результате в конкурсе с начальной максимальной ценой в 49 млн руб. победителем было признано ОАО «ОПТИМА» с предложением 46,5 млн руб. НИУ «Высшая школа экономики», который готов был выполнить те же работы за сумму более чем в два раза меньшую (19,9 млн руб.), занял лишь второе место. За основной критерий оценки при выборе победителя данного тендера были взяты качественные и функциональные характеристики. По количеству баллов предложение ОАО «ОПТИМА» обогнало НИУ «Высшая школа экономики». Члены конкурсной комиссии оценили ее «качественные и функциональные параметры», «квалификацию ресурсов», «аналогичный опыт» и «деловую репутацию» выше, чем у известного исследовательского университета. Одинаковые баллы участники получили только в графе «Обеспеченность ресурсами». А октябре состоялся аналогичный открытый конкурс по созданию моделей центров инженерно-технического творчества и обучения для детей с начальной максимальной ценой тендера 18 млн руб. Здесь при выявлении победителя учитывалась прежде всего цена контракта. В результате победителем по количеству баллов было признано ООО «ИБС Экспертиза», несмотря на то, что эта организация предложила выполнить работу за максимальную цену в 18 млн руб., тогда как ФГАОУ «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет» заявил 15,1 млн руб. «В приведенных примерах прослеживается необъективность оценки представленных заявок членами конкурсных комиссий. Трудно представить, что проигравшие в конкурсе участники предлагали худшие, чем у других претендентов, условия исполнения контракта. Так как проигравшие участники – это исследовательские центры с мировыми именами, осуществляющие свою деятельность на основе международных стандартов, такие как Высшая школа экономики или Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. У нас нет уверенности, что победители этих торгов выполнят работу лучше и качественнее, чем проигравшие участники. Но зато бюджетных средств будет потрачено гораздо больше. Это никак не совпадает с общим экономическим курсом страны, основанным на экономии бюджетных трат, максимальной отдаче от каждого израсходованного государством рубля. Мы просим Минобрнауки объективно оценить такую закупочную практику», – отметил руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта.