Алексеенко: Необходимо применять гибкость в отношении добросовестных участников строительного рынка, давая им возможность корректировать стоимость

Эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда», генеральный директор Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК)
1 июля 2021 года, 16:28

Счетная палата РФ выпустила бюллетень «Ценообразование в строительстве», в котором признала, что текущая система ценобразования создает риски, условия и предпосылки для необоснованного увеличения расходов федерального и регионального бюджетов на капитальное строительство. В бюллетене опубликовано мнение эксперта тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда», генерального директора Рейтингового агентства строительного комплекса Николая Алексеенко. Он озвучил результаты опроса предпринимателей в проектно-изыскательской сфере, согласно которому основными проблемами были названы непоследовательность в реформе ценообразования, отсутствие актуальных сборников цен, учитывающих новые технологии и виды работ, реальную структуру затрат.

«Абсолютное большинство компаний указывают и на основные последствия неэффективной системы ценообразования: низкую прибыльность изыскательской деятельности, отсутствие возможности для технологической модернизации и технического перевооружения», – заявил Алексеенко.

Еще одной проблемой существующей системы ценообразования, согласно результатам опроса, является использование различных понижающих коэффициентов. Кроме того, на ценообразование оказывают влияние и внешние факторы, а также сложившаяся конъюнктура рынка.

«К примеру, наличие бесконтрольного доступа на рынок в формате членства в саморегулируемой организации уже привело к появлению на рынке огромного числа неквалифицированных компаний-посредников, а также усугубило ситуацию с необоснованным демпингом при проведении государственных закупок», – подчеркнул эксперт. «Переходя на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства, необходимо применять гибкость в отношении добросовестных участников рынка, давая им возможность обоснованно корректировать стоимость и сроки», – добавил он.

По мнению экспертов ОНФ, совершенствование системы государственного заказа через переход к контрактам жизненного цикла объекта, уход от аукционов и стоимостных критериев выбора подрядчиков, скорейший запуск системы профессионального рейтингования подрядчиков, пересмотр системы обеспечения и авансирования контрактов, помогут профильным органам власти ускорить процесс реформирования системы ценообразования в строительстве.