Лазарева: Банки должны уделять больше внимания верификации потребителей кредитов

Руководитель проекта Общероссийского народного фронта «За права заемщиков»
13 января 2021 года, 12:54

Опасения банкиров по поводу раскрытия основных причин отказа в выдаче кредита потребителю преувеличены, им следовало бы обратить больше внимание на недостаточную верификацию клиентов, поскольку основной поток жалоб на банки связан именно с этим, заявила руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.

Ассоциация банков России обратилась с письмом к главе комитета Госдумы по финансовому рынку, в котором банкиры просят не менять существующий порядок выдачи кредитов, сообщает РБК. Банкиры не хотят раскрывать клиентам причины отказов по заявкам, считая это коммерческой тайной, которая распространяется на модели оценки заемщиков.

«Безусловно, скоринговые модели банков должны оставаться коммерческой тайной и быть сохранны в соответствии с законом о банковской тайне. Это очень дорогостоящий для кредиторов инструмент, который, попадая не в те руки, может принести серьезные потери не только банку, но и его клиентам. Злоумышленники, потратив относительно небольшие деньги, могут направить в конкретный банк, к примеру, тысячу неплатежеспособных заемщиков и на основе ответов с детальным обоснованием причин отказа с точностью до 90 процентов вычислить механизм скоринга этого кредитора», – отметила Лазарева.

«Вместе с тем, на наш взгляд, полностью отказываться от обоснования причин отказа в предоставлении кредита несправедливо по отношению к потребителю. Уровень финансовой культуры в нашей стране еще не настолько высок, чтобы банки были уверены, что каждый потенциальный заемщик знает о необходимости следить за своим кредитным рейтингом, кредитной историей и своим уровнем предельной долговой нагрузки. Банки могли бы взять на себя такую социальную ответственность и указывать потребителям на необходимость следить за этими показателями, не раскрывая подробностей скоринга. В дальнейшем это только повысит уровень доверия и лояльности клиента», – уточнила руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков».

«Мы не видим причин опасаться лавинообразного роста жалоб на отказы в выдаче кредитов в связи с вступлением нормы в силу и считаем опасения банкиров напрасными. Наша практика показывает, что потребители чаще жалуются не на отказы в выдаче, а как раз на выдачу кредитов без верификации потребителей. К сожалению, практика выдачи POS-кредитов (разновидность потребительского кредита, оформляемого в магазинах) и кредитных карт по доверенности без вообще какого-либо скоринга себя не изжила и процветает, особенно в регионах. На наш взгляд, это явление гораздо больше нуждается в обеспокоенности и пристальном внимании банковского сообщества, чем пока еще обсуждаемая инициатива», – резюмировала Лазарева.