Проект ОНФ «За права заемщиков» в 2020 году помог решить проблемы более 11 тысяч семей

30 декабря 2020 года, 16:21

Эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков» подвели итоги завершающегося года. По их подсчетам, 11 190 семей, обратившихся на прямую линию Президента или непосредственно к экспертам проекта, получили адресную юридическую помощь и смогли решить свои проблемы, решать которые больше никто не брался. С началом пандемии и стремительных изменений в законодательстве кредитные правозащитники разместили четыре кнопки для консультирования граждан в приложении «ОНФ.Помощь» по направлениям «Поддержка предпринимателей», «Льготные кредиты для СО НКО в банке», «Кредитные каникулы» и «Банкротство граждан».

«Человек на финансовом рынке, к сожалению, одинок и бесправен. Несмотря на появившиеся в последние пять лет механизмы и инструменты защиты потребителя, опасностей и сложностей все еще достаточно. Да и всякого рода недобросовестные элементы используют любую возможность, чтобы ограбить и без того небогатых людей. Масштаб этих проблем огромен, по последним данным, в 2020 году граждане потеряли только из-за действий мошенников почти 150 миллиардов рублей. В прошлом году эксперты говорили лишь о 6,5 миллиарда, и тогда эта цифра казалась чудовищной», – подчеркнула руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.

«К нам в проект люди обращаются с последней надеждой, когда ситуация на грани трагедии: мошенники отобрали единственное жилье, нелегалы повесили неподъемные долги и терроризируют черные коллекторы, банк отказал в ипотечных каникулах без всяких оснований, взыскатели списывают половину скромной пенсии за уже погашенные долги. И мы видим свою миссию не только в адресном оказании помощи, но и в выявлении системных проблем, разработке законодательных решений», – отметила Лазарева.

По ее словам, в прошедшем году эксперты и активисты проекта «За права заемщиков» разобрались с 2560 обращениями по вопросам финансового мошенничества (к данной категории относятся как финансовые пирамиды, так и воровство денег с банковских карт), помогли 1342 гражданам оформить внесудебное банкротство, обжаловали 1721 действие банков в отношениях по кредитным договорам (навязанные страховки, расчет задолженности и другое) и 1580 действий страховых кампаний по вопросам автострахования, посодействовали 1837 гражданам в вопросах применения пандемийного законодательства, а также сопровождали и успешно завершили 920 дел по вопросам квартирного рейдерства, претензий нелегальных кредиторов, банковских некредитных продуктов. Волонтеры финансового просвещения активно работали в рамках проекта «Прямая линия. Продолжение». 

Кроме того, эксперты проекта проводили мониторинги кредитной и сберегательной активности российских домохозяйств, финансового мошенничества, вели постоянные наблюдения за исполнением банками законов о кредитных и ипотечных каникулах.

Эксперты проекта «За права заемщиков» обучали специалистов МФЦ проведению внесудебной процедуры банкротства граждан и участвовали в рабочих группах по реформированию этого нового инструмента.

«Уходящий год показал, что строить планы в это сложное время опрометчиво. Поэтому мы решили поставить перед собой цели, к которым будем стремиться. В будущем году мы наметили своими целями поиск эффективных инструментов для борьбы с финансовым мошенничеством, создание инструментов для оформления кредитных и ипотечных каникул, а также упрощенного банкротства через портал Госуслуг. Безусловно, мы будем продолжать свою работу по выявлению недобросовестных практик, мониторингу уровня закредитованности российских семей, а также реформе ОСАГО и банкротству физлиц. И, конечно, мы будем развивать новые форматы по повышению уровня финансовой грамотности граждан в рамках наших программ и кампании «Расскажи бабушке», – рассказала Лазарева.