В ОНФ рассмотрели возможности привлечения инвесторов к нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги»

8 октября 2020 года, 11:53

Экспертное совещание тематической площадки ОНФ «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД) прошло под руководством сопредседателя Центрального штаба ОНФ, генерального директора ПАО «КАМАЗ» Сергея Когогина. Участники совещания отметили высокий уровень регуляторного механизма реализации проектов с инструментами внебюджетного финансирования, готовность инвесторов участвовать в таких проектах и положительный эффект для реализации мероприятий нацпроекта БКАД в случае привлечения частных источников финансирования.

Заместитель министра транспорта РФ, руководитель Федерального дорожного агентства Андрей Костюк рассказал, что скоро будет утвержден скорректированный национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». «После презентации национального проекта можно будет определиться с проектами, финансируемыми из внебюджетных источников», – отметил он.

По мнению вице-президента Центра экономики инфраструктуры Павла Чистякова, может измениться сама структура паспорта нацпроекта БКАД, что позволит привлекать внебюджетные средства к большему количеству планируемых в нем мероприятий.

«Мы ожидаем появления в БКАД большого числа проектов по строительству и реконструкции автомобильных дорог, и здесь имеется самый большой потенциал для привлечения внебюджетных инвестиций в рамках механизма концессий, контрактов жизненного цикла, использования облигационных займов. При этом часть проектов могут быть платными, например, такие как объезды городов. Во-вторых, речь идет о потенциальном проекте по городскому общественному транспорту, который уже широко обсуждался в прессе и который предполагает обновление подвижного состава и развитие инфраструктуры. Здесь есть также огромный интерес бизнеса в участии в данном проекте», – считает Чистяков.

По словам председателя совета InfraOneо Альберта Еганяна, разумно было бы мероприятия, планируемые в нацпроекте БКАД, «пропустить через концессионный фильтр и фильтр государственно-частного партнерства на предмет возможности реализации по концессии или ГЧП». Такой отбор покажет, какие проекты интересны инвесторам, и освободит бюджетные средства для запуска большего количества инициатив в короткие сроки.

В свою очередь управляющий директор – руководитель центра ГЧП Сбербанка Анна Багинская полагает, что специфика внебюджетного финансирования транспортных проектов заключается в том, что иногда необходимо привлекать несколько концедентов в концессионных соглашениях, например, если дорога проходит через территорию нескольких регионов, такая потребность есть также в связи с большой капиталоемкостью транспортных проектов.

«Основными вопросами являются вопросы распределения рисков, а также поиска инвесторов», – заявила она.

 «Частные инвесторы хотят получить определенную доходность и разместить капитал при более низких рисках, поэтому интерес к инфраструктурным проектам, гарантируемым государством, на рынке есть. Кроме того, при концессионном механизме при участии инвестора повышается качество проектов при минимизации затрат», – считает член правления ООО «ВТБ Инфраструктурный Холдинг» Евгений Трусов.

Первый заместитель генерального директора АО «ВЭБ Инфраструктура» Дмитрий Твардовский убежден, что большой потенциал есть у региональных проектов развития автодорожной сети с привлечением внебюджетных средств. Их включение в национальный проект БКАД создаст высокий уровень доверия и уверенности инвесторов к развитию инфраструктуры.

В целом участники рабочего совещания сошлись во мнении, что реализация национального проекта БКАД имеет высокий потенциал использования частных средств и инвестиционных механизмов, поэтому будет правильно учесть его при корректировке.