Эксперты ОНФ определили практические приоритеты деятельности добровольцев финансового просвещения

2 июня 2020 года, 10:07

Эксперты и активисты проекта ОНФ «За права заемщиков» поделились опытом правозащитной деятельности с волонтерами финансового просвещения на организованном Ассоциацией развития финансовой грамотности (АРФГ) онлайн-форуме «Цифровой старт» – первом этапе VI Всероссийского конгресса волонтеров финансового просвещения. Они призвали использовать на практике результаты независимых исследований финансовой грамотности населения для повышения эффективности защиты граждан и борьбы с мошенниками.

На круглом столе «Прививка 
от мошенников для разных аудиторий. Как работать волонтеру с разными группами» эксперт проекта ОНФ «За права заемщиков», кредитный правозащитник Михаил Алексеев рассказал, какими инструментами мошенники пользуются в зависимости от разных категорий потребителей финансовых услуг. Он раскрыл детали работы по защите пострадавших от финансовых пирамид «Кэшбери» и «Дрим», а также от фонда «Гафаров и партнеры».

«Несмотря на широкие информационные кампании регулятора и волонтеров финансового просвещения, распространяющих сведения о признаках мошенничества со стороны этих организаций, количество пострадавших продолжает расти. У правоохранителей связаны руки. Они не могут начать расследования и возбуждать уголовные дела даже при том обилии материалов, которое существует в открытом доступе, – нужны заявления. Такова процедура. Поэтому в правозащитной деятельности наша задача и задача волонтеров – не просто предупредить о рисках, а объяснить необходимость обратиться с заявлением в правоохранительные органы. Это даст законные основания для проведения проверок», – подчеркнул Алексеев.

На мастер-классе для экспертного сообщества «Мониторинг добровольной финансово-просветительской активности. Зачем нужен и как проводить» эксперт и активист проекта «За права заемщиков» Александра Пожарская представила результаты регулярного мониторинга программ финансового просвещения, который ОНФ проводит с 2017 г.

Исследование показало, что, несмотря на рост финансовой грамотности россиян в последние годы, у значительной части населения ее общий уровень остается низким. Большинство потребителей финансовых услуг не знают о региональных программах повышения финансовой грамотности, в рамках которых проводятся бесплатные лекции и консультации. Две трети опрошенных заявили об отсутствии интереса к телепередачам, блогам и другой информации о личных финансах. Одна треть респондентов не ведет учет своих финансов. 18% – разделяют заблуждение, что ухудшение материального положения является достаточным основанием не платить по кредиту. 39% – не успевают прочесть и понять договор с финансовой организацией перед его подписанием.

«Общий уровень финансовой грамотности потребителей требует долговременной систематической и скоординированной работы всех заинтересованных сторон. В связи с утвержденной в сентябре 2017 года Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы ОНФ считает необходимым проведение независимых мониторингов, учитывающих мнение основных бенефициаров стратегии – потребителей финансовых услуг – и позволяющих оценивать эффективность мероприятий финансовой грамотности в регионах. Прикладное применение данных таких исследований позволит на ранних стадиях выявлять проблемы потребителя на финансовом рынке и создавать эффективные инструменты защиты граждан», – заявила Пожарская.

node-92438-
  • VKontakte
  • Facebook
  • Twitter
  • Youtube
  • Odnoklassniki
  • Instagram
  • Telegram
Бесплатное приложение
для Android и iOS