Позиция

Сопредседатель Центрального штаба ОНФ, руководитель образовательного центра «Сириус», член президиума Совета при президенте РФ по науке и образованию

Шмелева: Нужно укреплять в регионах механизмы выявления и развития талантов у детей и молодежи

7 марта 2019 года, 12:34

Следует укреплять в регионах механизмы выявления и развития талантов у детей и молодежи. Это можно делать в том числе опираясь на опыт и наработки образовательного центра «Сириус», который стал ориентиром для субъектов по системной работе с юными талантами, считает сопредседатель Центрального штаба ОНФ, руководитель образовательного центра «Сириус» Елена Шмелева, пишут «Известия».

Она напомнила, что послание президента России, лидера ОНФ Владимира Путина Федеральному собранию было посвящено вопросам развития общества и страны. Среди важнейших — требование проводить изменения максимально быстро, но обеспечивая справедливость и сбережение народа. И именно качественное образование, доступное каждому, является залогом этого, уверена Шмелева.

«Президент снова обратил наше внимание на необходимость обновления образовательных стандартов и программ с учетом внедрения в образовательный процесс информационных технологий. Это не что иное, как инструмент для сокращения дифференциации качества школ и уровня подготовки в разных российских регионах. Президент не поручает нам проводить новую реформу образования, когда так просто спрятаться за «организацией самого процесса». Он поручает заняться его содержательным обновлением — последовательным системным совершенствованием работы всех заинтересованных сторон на всех уровнях системы образования с постоянным общественным контролем», – сказала она.

Пока множественные формальные проверки толкают всех педагогов, а значит, и их учеников, на путь конкуренции, у детей будет отсутствовать выбор, возможность для полноценного инклюзивного обучения, считает Шмелева. Надо приспособить учебные планы под потребности каждого ребенка, ведь новые технологии не означают перехода к работе школьников исключительно за компьютерами. Они не заменят существующие формы преподавания, а дадут дополнительные возможности для общения учеников с учителями и друг с другом.

«В экономике, которую мы сейчас строим, нужны не просто кадры — нужны возможности для самой разной профессиональной реализации каждому, – подчеркнула она. – А для этого системе образования требуются смелые руководители школ и классов – педагоги, которые творчески подходят к учебным программам и которые ради этого сотрудничают друг с другом. Тогда у нас будут и эффективные школы, и эффективные технологии, и эффективные производства. И тогда мы вместе с нашими детьми пойдем по дороге, ведущей вперед всю страну».

Также следует укреплять и развивать в регионах механизмы выявления и развития талантов у детей и молодежи, добавила Шмелева: «В том числе опираясь на опыт и наработки образовательного центра «Сириус», который стал ориентиром для регионов по системной работе с юными талантами. Для этой работы принципиально важен опыт лучших российских школ — партнеров центра. Через интенсивные профильные программы «Сириуса» ежемесячно проходят около тысячи детей, сегодня у центра почти 35 тысяч выпускников. А еще он в удаленном режиме работает со всеми участниками всероссийских олимпиад по всей стране. Пяти тысячам студентов, поступившим благодаря такой системе работы с ними в ведущие российские университеты, фонд выплачивает гранты президента России — 20 тысяч рублей ежемесячно до окончания обучения. Каждого из них ждут в передовых российских научных коллективах, компаниях. Многие из них не только прошли там стажировку, но уже работают».

По ее словам, практический опыт развития центра «Сириус» позволяет обобщить требования времени к экспертному сообществу. Во-первых, суть образовательной деятельности должна состоять не в «научении», а в выявлении и раскрытии талантов каждого ребенка. Во-вторых, эта система требует корректировки управленческой и правовой модели. Развитие образовательных систем — это общая задача для государства, общества, науки и бизнеса. В-третьих, нужна другая логика взаимодействия — межведомственная, междисциплинарная. Сейчас все взаимодействия крайне зарегулированы и тяжелы. И, в-четвертых, надо крайне взвешенно подойти к разработке новых образовательных стандартов.

«Нужно учесть все требования, которые влияют на раскрытие творческих способностей учащегося, формирование его жизненных предпочтений. Это должна быть профессиональная и открытая экспертная работа, объединяющая как школьных педагогов, так и ученых, специалистов высшей школы, представителей бизнеса и других заинтересованных профессионалов. Только выполнив все эти требования, мы сможем обеспечить ответственное развитие России, конкурентоспособность нашей образовательной системы», – заключила Шмелева.

Тематическая площадка: 
node-79054- Выбрать регион
Бесплатное приложение
для Android и iOS