Эксперты ОНФ: Во всех регионах необходимо увеличить до 50% долю дорог, отвечающих всем нормативам

23 января 2019 года, 13:32

Эксперты ОНФ проанализировали новый федеральный проект «Дорожная сеть». Как оказалось, авторы документа не планируют увеличивать до 50% долю региональных дорог, находящихся в нормативном состоянии, в 21 субъекте РФ. Эксперты Народного фронта настаивают на том, что следует применять данный целевой показатель для каждого субъекта России, а не в среднем по стране. И это предложение ОНФ снова направит в правительство РФ для корректировки дорожного нацпроекта.

В «майском указе» президент России, лидер ОНФ Владимир Путин поручил увеличить долю автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности не менее чем до 50%. Один из 12 нацпроектов, которые правительство РФ подготовило для выполнения указа, – это «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В его состав входит федеральный проект «Дорожная сеть», утвержденный паспорт которого размещен на сайте Минтранса России.

Эксперты ОНФ изучили этот документ, и выяснили – настоящего прорыва в улучшении качества дорог к 2024 г. дождутся жители не всех регионов. Так, для 21 субъекта достичь указанного президентом показателя в 50% даже не планируется. Не повезло Саратовской, Архангельской, Тверской, Оренбургской, Нижегородской, Иркутской, Вологодской, Смоленской, Самарской, Рязанской, Псковской, Курганской, Новосибирской, Омской и Липецкой областям, Республикам Марий Эл, Крым, Саха (Якутия), Мордовия, Карелия, а также Забайкальскому краю. То есть, например, в Саратовской области доля качественных региональных дорог должна вырасти только до 24,8%. Хотя местные жители, пожалуй, и этому обрадуются – ведь сейчас таких дорог там лишь 9%. Для Архангельской области улучшение планируется с 14,6% всего лишь до 29,1%, для Тверской области – с 25,7% только до 33,7%.

Для восьми субъектов РФ планки в 50% хоть и планируется достичь, но прорывом, о котором говорил президент РФ в послании Федеральному собранию, это все равно не назовешь, ведь доля нормативных региональных дорог здесь вырастет всего лишь на 1,6%. Речь идет о Курской, Орловской, Свердловской, Калужской, Тамбовской и Челябинской областях, Алтайском крае и Республике Северная Осетия – Алания. Видимо, авторы федерального проекта решили так: раз эти регионы и так очень близки к целевому показателю в 50%, то и такого прогресса им будет достаточно.

Та же участь ждет еще 10 субъектов России. Для них также запланирован рост лишь на 1,6%. Видимо, это из-за того, что доля региональных нормативных дорог здесь существенно выше половины. Так что оставшимся плохим дорогам заметных улучшений, похоже, не видать. Речь идет о Пензенской, Белгородской, Воронежской, Магаданской, Амурской областях, Ямало-Ненецком, Чукотском, Ханты-Мансийском (Югра) автономных округах, Республике Хакасия и Красноярском крае.

Настоящий прорыв ждет жителей лишь пяти регионов, считают эксперты ОНФ. Так, для Кировской области запланирован рост в 2,1 раза (с 24% в 2017 г. до 50,2% в 2024 г.); для Костромской области – в 2,5 раза (с 20,2 до 50%); для Республики Алтай – в 2,6 раза (с 19 до 50%); для Ненецкого автономного округа – в 3,7 раза (с 17 до 63,1%); для Республики Калмыкия – в 4,2 раза (с 11,8 до 50%).

Даже если рассматривать ситуацию в целом по стране, то запланированные итоги работы федерального проекта тоже не тянут на прорывные. Общая протяженность автодорог регионального значения, соответствующих нормативам, должна вырасти с 201 тыс. до 243 тыс. км. То есть прирост составит только 42 тыс. км, а это лишь около 8% от общей протяженности региональных дорог (511 тыс. км).

«Эксперты ОНФ уже направляли в кабмин предложение по данному вопросу для включения в нацпроект. Напомню, оно состояло в следующем – целевой показатель из нового «майского указа» президента (то есть выход на 50% региональных дорог в нормативном состоянии) должен применяться для каждого региона, а не в среднем по стране. Но в итоге, после того как мы проанализировали федеральный проект, наши опасения подтвердились. А именно – выйти на этот показатель планируется именно за счет, как говорится, средней температуры по больнице. Но это в корне не верно и не отвечает сути поручения президента», – отметил эксперт тематической площадки ОНФ «Безопасные и качественные автомобильные дороги» Дмитрий Цопов.

Кроме того, добавил он, сегодня не до конца ясно, что же представляет собой понятие «дорога регионального значения в нормативном состоянии»: «Если взять в руки ГОСТ Р 50597-2017, то там прописаны параметры ненормативных дефектов, это могут быть как глубокие ямы, так и отсутствие разметки или нескошенная трава на обочине. Определить соответствие и несоответствие нормативным требованиям автомобильной дороги возможно только с помощью диагностики. Но, увы, методика проведения диагностики создавалась для федеральных дорог, которых всего 52 тысячи километров. Для региональных дорог, протяженность которых составляет 511 тысяч километров, такие методы диагностики являются неподъемным трудом, на которые почти во всех субъектах не хватит денег».

Цопов добавил, что при диагностике необходимо замерять не только ровность и количество дефектов, но также интенсивность транспортного потока и его состав, коэффициент сцепления колеса с проезжей частью и прочность дорожной одежды. Проводить диагностику, согласно закону о дорожной деятельности, нужно ежегодно.

«Необходимо разработать специальные критерии оценки нормативного состояния для дорог разных категорий и назначения. Это важно, чтобы данные по нормативному состоянию были объективными. Также дорожной отрасли нужна методика, по которой будут определять, соответствует ли дорога этим критериям. Такие документы должны быть простыми в применении, многие излишние критерии необходимо убрать. И в итоге чиновники получат инструмент для реальной оценки ситуации и количества средств, нужных для того, чтобы выполнить одну из целей «майского указа», то есть привести в порядок 50 процентов региональных дорог», – заключил модератор тематической площадки ОНФ «Безопасные и качественные автомобильные дороги», координатор проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» Александр Васильев.

Эксперты ОНФ добавили, что эти предложения ОНФ обязательно направит в правительство РФ в надежде на то, что они все же будут учтены при корректировке нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

node-77414- Выбрать регион
Бесплатное приложение
для Android и iOS