Позиция

Член Центрального штаба ОНФ, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», депутат Госдумы РФ

Духанина: Треть родителей детей-инвалидов не хотят давать ребенку образование в условиях инклюзии

11 января 2019 года, 12:53

Почти половина родителей, воспитывающих детей с инвалидностью, признались, что столкнулись с трудностями при устройстве ребенка в образовательную организацию. Каждый третий считает, что его ребенок не должен получать образование в условиях инклюзии. Основная трудность в обучении детей-инвалидов — по-прежнему не хватает специалистов. Это показал опрос, проведенный ОНФ совместно с фондом «Национальные ресурсы образования» среди 690 родителей из 68 регионов, заявила координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», заместитель председателя комитета Госдумы РФ по образованию и науке Любовь Духанина.

«В России насчитывается более 2 млн детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), из них 700 тысяч – дети с инвалидностью. Задача государства – создать условия для получения ими образования, соответствующего их потребностям, и возможности для социализации. И эта задача, несмотря на все усилия, до сих пор не решена. Это касается как оснащенности инклюзивных классов, так и доступности коррекционных школ. Общероссийский народный фронт долго добивался разработки адаптивных образовательных программ. Сейчас в нацпроекте «Образование» появился раздел «Успех каждого ребенка». И мы понимаем этот посыл максимально широко», – отметила она.

На пути получения детьми-инвалидами образования сложностей много – по признанию 14% опрошенных родителей, они полностью исключили возможность обучения ребенка. Причины самые разные: отсутствие доступных коррекционных учреждений, специализированных групп в детском саду или школе, соответствующих специалистов, доступной среды, специализированного питания, а также отказ руководителей принимать ребенка с инвалидностью. Поэтому многие родители вынуждены заниматься его обучением самостоятельно, иногда – на платной основе в реабилитационных центрах или частных образовательных организациях. Расходы родителей на дошкольное образование варьируются от 300 до 32 тыс. руб., на общее – от 500 до 30 тыс. руб., на дополнительное — от 400 до 52 тыс. руб. При этом только 7% родителей сообщили, что получают компенсации за домашнее обучение ребенка-инвалида и им предоставлена льгота на получение дополнительного образования.

Среди тех родителей, чей ребенок все-таки попал в детский сад или школу, 46% признались, что испытывали трудности при устройстве в образовательную организацию. Каждому третьему опрошенному хотелось, чтобы ребенок получал инклюзивное образование, но образовательная организация не смогла сформировать соответствующую среду. 30% респондентов сообщили, что в образовательной организации не оказалось адаптированных образовательных программ. 28% – хотели, чтобы ребенок получал образование в специализированном классе или группе, но таких условий в образовательной организации также не нашлось. 16% родителей  руководство школы или детского сада принципиально отказало в приеме ребенка, еще 2% родителей было предложено заплатить. Каждый четвертый родитель школьника с инвалидностью отметил, что ребенок обучается на дому.

По-прежнему не хватает профильных специалистов, обеспечивающих инклюзивное образование, как в школах, так и в детских садах.

Родители школьников также указывают на отсутствие доступной среды (35%), компьютерной техники, адаптированной для лиц с ограниченными возможностями здоровья, со специальным программным обеспечением (16%), мероприятий по развитию инклюзивного образования (24%). Многие дети также лишены возможности посещать кружки и секции. Для некоторых остается проблемой отсутствие понимания со стороны других родителей (20% – в детском саду, 15% – в школе) и детей (в детском саду – в 15%, в школе – в 20% случаев).

При этом, несмотря на существующие трудности, многие родители благодарят педагогов за то, что они даже при условии отсутствия нужной квалификации находят время и силы для индивидуальной работы с особыми детьми: стараются включить их в игру, придумать план реабилитации.

«Родители надеются, что в будущем у их детей появится возможность заниматься с индивидуальным тьютором (60%), посещать детские инклюзивные лагеря (44%), получать инклюзивное образование интеллектуального характера (40%) или образование, где они сами могут выбирать предметы для своего ребенка (31%). Меры по созданию адаптированных образовательных программ предусмотрены государственной программой «Доступная среда», действие которой президент России, лидер Народного фронта Владимир Путин продлил до 2024 года. На сегодняшний день есть уникальные практики в дополнительном образовании, когда педагог создает возможность полноценной социализации особенных ребят в кругу сверстников. Например, в рамках проекта ОНФ «Равные возможности – детям» такие пространства создают не только профессионалы, но и просто неравнодушные увлеченные люди, организующие бесплатные кружки и секции для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Такую систему роста ребенка необходимо выстраивать на всех уровнях образования», – убеждена Духанина.

Увеличить доступность образования для детей с особыми потребностями позволит также именной сертификат, благодаря которому ребенок сможет бесплатно получать образование, посещать кружок или секцию в любой организации, государственной или частной. Как показал опрос, больше половины опрошенных родителей хотят использовать сертификат у индивидуального педагога, каждый третий – в организации, которая предоставляет инклюзивное образование или в которой есть специальные группы, классы для детей-инвалидов.

«Решение задачи полноценного доступного образования для детей с инвалидностью, к сожалению, – дело не одного года. Не всегда имеющиеся возможности совпадают с потребностями семьи. Некоторые родители предпочли бы, чтобы их ребенок занимался в коррекционной школе, но его определили в обычную. А когда встает вопрос об обучении детей с инвалидностью в школе или детском саду, сами родители говорят, что не должны страдать ни сам ребенок, ни его сверстники, ни педагог. Поэтому при проведении мониторинга реализации национального проекта мы обратим особое внимание на возможности, создаваемые для наименее защищенных категорий детей, в том числе для ребят с инвалидностью или особенностями здоровья. И этого внимания очень ждут их родители», – заключила Духанина.

Тематическая площадка: 
node-76919- Выбрать регион
Бесплатное приложение
для Android и iOS