Эксперты ОНФ: Необходимо освободить школьных учителей от непрофильной нагрузки

11 июля 2018 года, 15:44

Объем работы, который приходится выполнять российским педагогам, непомерно велик и продолжает расти. Зачастую же к учебным занятиям и бюрократическим отчетам добавляются обязанности, порой бессмысленные, которые вообще не связаны с преподавательской деятельностью. А вот зарплаты в ряде школ по итогам 2017 г., наоборот, снизились. Эти проблемы обсудили участники круглого стола, прошедшего на площадке ОНФ. Эксперты Народного фронта продолжат анализ расходов региональных бюджетов на сферу образования, нормативов финансирования школ и практики начисления зарплат.

На круглом столе были представлены результаты мониторинга «Зарплата и нагрузка учителя», который эксперты ОНФ провели в мае 2018 г. Напомним, в нем участвовали более 3 тыс. педагогов из 82 регионов России. Его результаты показали, что ресурс времени школьных учителей сегодня практически исчерпан. Так, по данным опроса, учебная нагрузка педагога варьируется от 20,5 часа в неделю в Белгородской области до 30 часов в Самарской, Кемеровской, Ивановской, Костромской и Омской областях, а также в Ставропольском крае. Если к ней прибавить участие в педсоветах и совещаниях, методическую и внеурочную работу, заполнение документов и отчетов, общение с родителями, проверку тетрадей и подготовку к занятиям, то в среднем в неделю учитель работает 68–70 часов.

«Когда мы говорим о нагрузке учителя, нельзя учитывать только аудиторные часы. Все дополнительные виды деятельности также должны нормироваться и оплачиваться», – отметила эксперт ОНФ, директор Фонда «Национальные ресурсы образования» Татьяна Половкова.

Об увеличении загруженности педагогов говорят и данные опросов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС). Так, в 2014 г. на одну ставку работали 60% учителей, на полторы ставки — 25%, на две — 15%. А в этом году на одну ставку работают уже 50% учителей, на полторы – 30%, а на две – 20%.

Зачастую к большим объемам учебной, внеурочной и бюрократической работы добавляются непрофильные задания, которыми вынуждены заниматься учителя. Вышестоящие инстанции заставляют их распространять билеты на никому не интересные концерты и представления, участвовать во всевозможных флешмобах во время уроков, писать пофамильные отчеты о трудоустройстве выпускников, организовывать ремонты кабинетов и так далее.

«Необходимо освобождать педагогов от непрофильной деятельности. Наши исследования показали, что стремление исполнить «майский указ» президента привело к сокращению в школах вспомогательного персонала. И, как следствие, еще больше увеличило нагрузку на учителей, которые теперь вынуждены, помимо педагогической деятельности, заниматься еще и уборкой класса», – рассказала директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Татьяна Клячко.

Представители Общероссийского профсоюза образования и межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» также озабочены нормированием занятости учителя. Они предлагают установить предельную нагрузку для педагогов – не более 27 часов в неделю (это полторы базовые ставки) и исключить ситуации, когда учителя привлекаются к неоплачиваемой работе, не входящей в должностные обязанности.

А вот директор департамента стратегии, анализа и прогноза Министерства просвещения РФ Анна Хамардюк озвучила данные своего ведомства, согласно которым в среднем по России нагрузка учителя не превышает 1,4 ставки. По ее словам, учитель всегда работал примерно 23-24 часа в неделю. «Другое дело, когда в регионах начинаются необоснованные манипуляции в практике распределения нагрузки в школах. Это происходит из-за недофинансирования региональных бюджетов, невозможности сбалансировать региональный бюджет таким образом, чтобы социальная сфера получила то, что ей необходимо для развития», – считает представитель министерства.

Еще одна проблема, которая беспокоит педагогическое сообщество и которую обсудили участники круглого стола, – это уровень заработной платы. О ее снижении в ряде школ сообщил координатор проекта ОНФ «Народная оценка качества» Виктор Рожков. «Анализ финансовой отчетности 23,4 тыс. общеобразовательных организаций из 84 субъектов РФ показал, что в 2017 г. средняя заработная плата в 14% школ сократилась на 9,1%. Суммы варьируются от 300 до 20 тыс. рублей. В 5% школ произошло сокращение зарплаты более чем на 10%. При этом в тех школах, где наблюдается рост заработной платы, растет и нагрузка учителей, в среднем на 12%», – сообщил эксперт.

Такая ситуация отталкивает молодых специалистов, которые могли бы прийти в школу. Эту проблему затронул директор средней школы №29 города Йошкар-Олы, член Центрального штаба ОНФ Александр Кузнецов. Он рассказал на примере своей школы, что оклад молодого специалиста составляет 7353 руб. Со всеми доплатами за проверку тетрадей, классное руководство и так далее получается 14 764 руб., а после вычета подоходного налога – 12 671 руб. То есть это та сумма, которую учитель получает на руки. При этом МРОТ составляет 11 163 руб. «Такое положение не может не демотивировать педагога. Поэтому, однозначно, у нас должна быть пересмотрена ставка заработной платы учителя», – отметил директор школы.

«Президент Владимир Путин в новом «майском указе» сказал о том, что наша страна должна войти в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Но решение этой задачи невозможно без улучшения условий труда педагогов. Если мы хотим, чтобы этот рывок был совершен, нам предстоит разрешить сложившиеся проблемы. Мы продолжим анализ региональных бюджетов, расчета норматива финансирования школ и практики начисления зарплаты педработникам. К совместной работе будут привлечены эксперты, профсоюзы, министерства просвещения и финансов. Только совместными усилиями можно выработать меры по нормированию учительского труда и повышению зарплаты», – заключила Татьяна Половкова.

node-68565- Выбрать регион
Бесплатное приложение
для Android и iOS