Позиция

Член Центрального штаба ОНФ, президент образовательного холдинга «Наследник», руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности», депутат Государственной думы

Духанина: Больше половины учителей до сих пор не владеют технологиями работы по новым образовательным стандартам

8 декабря 2017 года, 17:09

В преддверии «Форума Действий» ОНФ эксперты Народного фронта провели опрос школьных учителей, который показал, что большинство из них не готовы к работе по новым образовательным стандартам. Эти показатели заметно расходятся с оптимистичными данными, которые приводит Минобрнауки России в докладе о ходе выполнения поручения президента РФ о подготовке педагогических кадров с учетом введения государственных образовательных стандартов общего образования. Для исправления ситуации необходимо привести систему подготовки студентов и повышения квалификации опытных педагогов в соответствие с новыми требованиями, считают в ОНФ.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – это перечень обязательных требований к каждому уровню обучения. ФГОС общего образования был утвержден в 2012 г., и, по данным Минобрнауки России на 1 сентября этого года, работать по нему готовы 94,5% педагогов.

У экспертов Народного фронта другая информация: в октябре 2017 г. они провели опрос, который показал, что многие педагоги по-прежнему плохо представляют себе, что такое ФГОС и как его реализовать.

В опросе приняли участие более 600 учителей из 63 регионов России. Только 36% респондентов сообщили, что хорошо знают текст стандарта благодаря курсам повышения квалификации, где им подробно объясняли новые понятия и подходы в преподавании. Еще 25% – отметили, что детально изучили ФГОС самостоятельно, 22% – с текстом стандарта не знакомы, но проходили курсы повышения квалификации или посещали семинары, где им объясняли ключевые положения. 9% учителей указали, что бегло просматривали текст стандарта, 6% – знают о стандарте в пересказе, а около 2% – совершенно не знакомы с ним.

Курсы повышения квалификации учителя оценили по-разному: 23% – назвали их крайне полезными, 20% – отметили, что про ФГОС им рассказывали мало, в основном речь шла непосредственно о предмете, который они преподают. Еще 16% сообщили, что в основном на курсах говорили об отдельных аспектах развития учащихся – экологическом воспитании, информационно-коммуникационных технологиях, здоровьесбережении и так далее, но целостной картины о способах реализации стандартов они не получили. На вопрос, можете ли вы утверждать, что владеете всеми необходимыми педагогическими технологиями для реализации ФГОС, только 20% учителей ответили положительно. 56% – сообщили, что владеют несколькими технологиями и приемами, которые позволяют решать отдельные задачи стандарта. Еще 10% – указали, что не владеют педагогическими технологиями реализации ФГОС. 37% респондентов считают, что и их коллеги, как правило, не знают, как это делать, и преподают, как и раньше.

Только каждый четвертый педагог охарактеризовал стандарт как прогрессивный документ, который позволит школе выйти на новый уровень образования. 30% учителей видят ФГОС как набор малопонятных, местами противоречивых требований, среди которых много ненужных. 14% – не считают, что стандарт принес какие-то новые требования. По их мнению, все, что написано в тексте стандарта, учителя делали всегда, просто сейчас «решили назвать все по-другому». Более 16% опрошенных не верят, что его вообще возможно реализовать.

«Если учителя считают, что стандарт общего образования содержит ненужные требования, это значит, что их так и не научили работать по ФГОС. 72 часа недостаточно для освоения стандарта, который требует изменения стиля преподавания, где ученику с его идеями, гипотезами отводится куда больше времени, чем было раньше. По стандарту, школа должна сотрудничать с работодателями, социальными партнерами, конструировать принципиально другую образовательную среду. Этому нужно учить, и учить на примере лучших практик», – считает член Центрального штаба Народного фронта, зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.

Ситуация осложняется тем, что из вузов по-прежнему выходят специалисты, которые незнакомы с требованиями к современной школе. Будущих педагогов до сих пор готовят без учета федеральных государственных образовательных стандартов.

Чтобы помочь в подготовке педагогов, надо разработать методические рекомендации по применению образовательных технологий, как можно скорее привести программу высшего педагогического образования в соответствие с требованиями ФГОС общего образования, разработать модельные программы повышения квалификации педагогов, соответствующие новым требованиям.

Чиновники Минобрнауки обещали, что в 2017 г. появятся онлайн-курсы для педагогов, в том числе по технологиям формирования метапредметных результатов обучения. Студенты должны были пройти независимую оценку профессиональных компетенций с использованием задач-видеокейсов.

Эксперты уверены, что банк видеоуроков был бы полезен не только студентам: более половины учителей говорят, что им необходимы рабочие программы, которые бы описывали, как поэтапно формировать у ребенка нужные результаты. Педагогам нужны апробированные методические пособия по реализации стандарта, открытый банк видеоуроков с разбором и анализом по каждому предмету, семинаров, где разбирались бы отдельные аспекты стандарта – смысловое чтение, обучение моделированию, воспитание гражданской идентичности и так далее.

«Надо завершить работу по определению базового содержания стандарта общего образования и вооружить учителей технологиями его реализации. Форум ОНФ «Качественное образование во имя страны», по итогам которого президент дал поручения по образовательным стандартам, прошел три года назад, а многие задачи пока не потеряли своей актуальности. Эту работу надо вести централизованно, с опорой на лучшие региональные практики, но иметь единые методические основания – ради сохранения единого образовательного пространства страны. Мы просим правительство РФ прислушаться к рекомендациям экспертов ОНФ, запросам педагогического сообществ и принять меры по подготовке учителей к реализации стандарта общего образования. А пока предлагаем не снимать поручение главы государства с контроля», – заключила Духанина.

Вопросы современного состояния образования станут одними из ключевых тем предстоящего «Форума Действий» Общероссийского народного фронта «РОССИЯ УСТРЕМЛЕННАЯ В БУДУЩЕЕ», который пройдет в Москве 18-19 декабря. На мероприятии будет работать тематическая площадка «Образование будущего: новая школа». В дискуссиях примут участие эксперты, активисты, представители медицинских учреждений, органов власти и др.

0
0
0
node-59768- Выбрать регион
Бесплатное приложение
для Android и iOS