В ОНФ создадут комиссию по разработке единой системы оценки качества преподавания в медицинских вузах

2 ноября 2017 года, 16:35

Организация системы профессиональной ориентации со школьной скамьи, усиление отбора молодых людей при поступлении в медицинский вуз, практикоориентированное обучение студентов-медиков и непрерывное повышение квалификации преподавателей – все это позволит качественно повысить уровень подготовки выпускников медвузов. К таким выводам пришли участники заседания подгруппы «Политика в сфере здравоохранения» по проблемам медкадров рабочей группы ОНФ «Социальная справедливость», организованного ОНФ в рамках конгресса «Российское здравоохранение сегодня: проблемы и пути решения». В мероприятии приняли участие более 100 человек – ректоры медицинских вузов, представители Минздрава России, Госдумы, Национальной медицинской палаты, студенты-медики.

По данным опроса, проведенного ОНФ в октябре, среди более 3 тыс. медиков в 84 регионах 77% врачей оказались недовольны уровнем подготовки молодых специалистов, приступивших к работе сразу после окончания медицинских учебных заведений. Для улучшения качества подготовки будущих врачей медицинские специалисты отметили необходимость вовлечения учащихся в практическую деятельность, улучшения материально-технической базы вузов и повышения квалификации преподавателей.

Участники круглого стола отметили, что для полноценного практикоориентированного образования нужно, чтобы при каждом медвузе была собственная клиника, где студенты смогут получать медицинский опыт без отрыва от обучения. Например, в Сибирском государственном медицинском университете (СГМУ) организована клиника на 600 коек, кроме того, учреждение постоянно дежурит на линии скорой медицинской помощи. Это значит, что студенты практически ежедневно выполняют работу врача, осваивают новые навыки профессии.

«Университетские клиники являются уникальным сочетанием лечения и ведения пациентов, обучения и практики студентов, врачебных стажировок и обмена опытом. Также у нас работают сетевые программы с другими вузами, например по ядерной медицине, много внимания уделяем своевременному оснащению симуляционных центров современным оборудованием», – сказала ректор СГМУ Ольга Кобякова.

За практикоориентированное медицинское обучение выступили и сами студенты медвузов, предложив распространить наставничество и волонтерство в медицинском образовании. С тем, что у медвузов должны быть свои клиники, согласились и представители Минздрава.

Директор департамента медобразования и кадровой политики здравоохранения Татьяна Семенова заявила: «Конечно, вузу удобно иметь свою клинику, я это поддерживаю. Но если такой возможности нет, вуз должен считать любого ведомственного подчинения клинику своей собственной». Она подчеркнула, что образование должно быть полностью интегрировано в профессиональную деятельность. «Сейчас в правовом поле нет никаких препятствий к взаимодействию образовательных и лечебных организаций. А механизмов для этого множество. Главная задача – системное тотальное профориентирование со школы, потом в вузе и когда мы приходим к ординатуре», – отметила Семенова.

Для улучшения качества обучения участниками было предложено выработать профессиональный стандарт преподавателя медицинского вуза и разработать систему оценки качества преподавания.

«Аккредитация преподавателя – гарантия качества работы педагога. Для повышения уровня образования необходимо разработать единую программу повышения квалификации преподавателей медицинских вузов. Если мы не получим качественно нового преподавателя, то не получим качественной подготовки. Считаем, что нужно по аналогии непрерывного образования для медработников разработать систему непрерывного образования для преподавателей медвузов», – подчеркнул первый проректор Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова Андрей Свистунов.

Эксперты затронули и проблему дефицита финансирования медицинского образования. Как отметил член Центрального штаба ОНФ, председатель комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов, в настоящее время данный вопрос активно обсуждается в нижней палате парламента.

«Принципиальная позиция Госдумы в том, что нельзя, чтобы обучение студента-медика стоило столько же, сколько обучение филолога или журналиста. Для медицины необходимо выделять больше денег. Ведь для подготовки специалистов требуется наличие специальных клинических баз, фантомных, симуляционных классов и многое другое. В первом чтении законопроекта мы приняли решение, что тариф на подготовку студентов-медиков будет увеличен в новом бюджете. Пока это коснется повышения зарплаты профессорско-преподавательского состава», – пояснил он.

По итогам круглого стола было решено создать на базе ОНФ комиссию по разработке единой системы оценки качества преподавания в медицинских учебных заведениях, в которую войдут ректоры вузов и врачи-практики.

Как считает член Центрального штаба ОНФ, директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль, главная задача всего медицинского сообщества – найти рациональные пути для улучшения качества подготовки медицинских кадров. «Сегодня были озвучены предложения, которые могут изменить всю систему медобразования. Для овладения студентами-медиками практических навыков необходимо увеличение количества практических занятий, для качественного обучения – повышение квалификации врачей. Срочного улучшения требует материально-техническая база вузов. Также необходимо разработать комплекс мер, направленных как на мотивирование преподавателей в обучении студентов, так и на самих студентов. Наша встреча позволила выявить основные проблемы клинических баз и выработать предложения по их решению. Ведь от уровня подготовки специалистов зависит качество оказания медицинской помощи. Считаю, что для решения кадрового вопроса необходимо ввести распределение выпускников, обучающихся за государственный счет, в практическое здравоохранение. Представленные предложения по улучшению высшего медицинского образования будут направлены в соответствующие органы исполнительной власти», – заключил Леонид Рошаль.

0
0
0
node-58374- Выбрать регион
Бесплатное приложение
для Android и iOS