Позиция

Эксперт рабочей группы ОНФ «Социальная справедливость», руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением

Улумбекова: Три четверти от общих расходов на здравоохранение должно нести государство

26 октября 2017 года, 12:55

Расходы государства на здравоохранение необходимо поэтапно увеличивать. К 2025 г. они должны возрасти как минимум в 1,3 раза, тогда общий «кошелек» здравоохранения достигнет 5,9 трлн руб.  (с учетом инфляции). Вместе с увеличением финансирования отрасли необходимо стремиться к снижению доли расходов населения на медицинскую помощь, уверена эксперт рабочей группы ОНФ «Социальная справедливость», руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова.

В середине октября президент РФ и лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин заявил, что государство должно вкладывать ресурсы в здравоохранение и образование, при этом необходимо подумать, как и в каком объеме нужно оказывать медицинскую помощь бесплатно, а где – на условиях софинансирования.

«Это чрезвычайно важные вещи, одно из основных направлений, куда в современном мире и должны вкладываться ресурсы государства – здравоохранение и образование, конечно, – сказал глава государства. – Что касается бесплатности, то здесь нужно, чтобы человек понимал ответственность за свое собственное здоровье. Поэтому нужно думать о том, где государство обязано – в каких сегментах, в каком объеме, по каким направлениям оказывать эту помощь бесплатно, а где возможно какое-то софинансирование».

Как отмечает Гузель Улумбекова, «в этой ситуации нужно очень четко понять, какую долю население доплачивает за медпомощь в настоящее время, каким должно быть оптимальное соотношение расходов на медицину между государством и населением и как его достичь». По ее словам, в 2016 г. общие расходы на здравоохранение составили почти 4,9 трлн руб., из них 63% (3,1 трлн руб.) заплатило государство, а 37% (1,8 трлн руб.) – население.

«За что заплатило население? – задается вопросом Улумбекова и отвечает: – За оказание платных медицинских и санаторно-курортных услуг как в государственных, так и в частных лечебных учреждениях, за лекарства, которые население приобретает в аптеках, и за добровольное медицинское страхование (ДМС). Следует отметить, что в России госрасходы на здравоохранение в 1,5 раза ниже, чем в новых странах Евросоюза, имеющих близкий к нашей стране уровень экономического развития (Венгрия, Польша, Чехия, Словакия)».

При этом Улумбекова подчеркнула, что ни в одной стране нет 100-процентной бесплатной медицинской помощи. Однако в развитых странах население доплачивает меньше, чем в России, – не более 25%, например в странах Северной Европы – 15–20%.

«Высокие расходы на здравоохранение для граждан приводят к социальному недовольству и отказу от необходимой медпомощи, как следствие – к ухудшению здоровья населения. Из этого следует, что сегодня задача государства состоит в том, чтобы не увеличивать долю расходов населения на медицинскую помощь, а, наоборот, стремиться ее снизить. Для этого необходимо поэтапно увеличивать расходы государства на здравоохранение. К 2025 г. они должны возрасти как минимум в 1,3 раза. Это позволит к 2025 г. достичь соотношения 70% от государства на 30% от населения, а общий «кошелек» здравоохранения возрастет до 5,9 трлн руб. (с учетом инфляции)», – объясняет Улумбекова.

Как достичь этого баланса – 70 на 30%? Где взять деньги на увеличение государственных расходов на здравоохранение?

«Один из вариантов – пересмотреть налоговую политику. Поэтапно ввести прогрессивную шкалу налогообложения для богатых граждан. Во всех развитых странах дополнительные доходы бюджета складываются из налогов, которые платят очень состоятельные люди, тем самым создавая условия для сбалансированного бюджета. Например, в США, Германии, Швеции, Швейцарии действует прогрессивная шкала налогообложения, и сверхдоходы облагаются налогом от 35 до 50%», – отмечает эксперт.

По мнению Улумбековой, еще одним возможным источником увеличения бюджета страны может стать оптимальное соотношение стоимости товаров и услуг между различными отраслями экономики. «Например, мы переплачиваем в банковско-кредитной сфере и на энергоносители, недоплачивая здравоохранению. Стоимость электроэнергии в России в два раза выше, чем в США, ставка банковских кредитов в России составляет 14–16% (и это при уровне инфляции в 4%), а в западных странах – максимум 6% (при уровне инфляции 3–4%)», – подчеркнула она.

По мнению Гузель Улумбековой, задача Минздрава – решить, что именно будет оплачивать государство. Она считает, что для этого необходимо провести общественные обсуждения, подготовить расчеты, выделить приоритеты. «Очевидно, что полностью бесплатной должна быть медицинская помощь для детей и подростков. Это приоритет, потому что смертность детей до 14 лет в России в два раза выше, чем в новых странах Евросоюза. Также наш приоритет – здоровье мужчин трудоспособного возраста, которые живут на семь лет меньше, чем мужчины в этих странах. Что касается видов медпомощи, главное – обеспечить самую распространенную (амбулаторно-поликлиническую, скорую, лекарства, экстренную) помощь в стационарах», – поясняет Улумбекова.

Освободить от расходов на медицину следует и семьи с низкими доходами. «Порог доходов, с которого будут взиматься доплаты, тоже нужно определить. Если говорить, каким способом доплачивать, то система ДМС предпочтительней, чем платежи напрямую из кармана пациента», – заключила Гузель Улумбекова.

0
0
0
node-58047- Выбрать регион
Бесплатное приложение
для Android и iOS