Эксперты ОНФ: Стандарты школьного образования должны отвечать задачам воспитания самостоятельной, цельной личности

2 октября 2017 года, 18:39

Изменения, подготовленные Минобрнауки в федеральные государственные стандарты школьного образования, не отвечают задачам формирования цельной, ответственной, самостоятельной личности, максимальной реализации творческого и интеллектуального потенциала будущего гражданина. К такому выводу пришли эксперты Общероссийского народного фронта, проанализировав доклад министерства о формировании обязательной части основных общеобразовательных программ. Соответствующее поручение президента РФ следует оставить на контроле, считают эксперты ОНФ.

Они сравнили действующие федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального общего и основного общего образования и разработанные Минобрнауки РФ изменения ФГОС. По их мнению, в предложенном варианте изменений из действующих стандартов исключены важнейшие задачи, без решения которых нельзя говорить о воспитании думающего человека, способного принимать ответственные решения.

Так, новой редакцией ФГОС начального общего образования исключаются такие требования к личностным результатам обучения, как развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, уважительное отношение к другому мнению, истории и культуре разных народов. Если действующий ФГОС ориентирован на готовность обучаемого самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, то в его новой версии предлагается заменить это требование на «способность понимать последствия своих действий, оценивать поступки свои и других людей», что, по мнению экспертов, качественно снижает воспитательную задачу.

Новая версия ФГОС также исключает из метапредметных результатов обучения в начальной школе освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, активное использование речи и технических коммуникационных средств для решения образовательных и познавательных задач, овладение навыками анализа и обобщения.

Что касается обучения по конкретным предметам, то, к примеру, из задач преподавания русского языка в начальной школе теперь предлагается исключить формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека, из задач преподавания музыки – формирование основ музыкальной культуры и развитие художественного вкуса, а из задач дисциплины «Технология» – формирование у школьника навыков самообслуживания. Все это, по мнению экспертов Народного фронта, лишает предметное обучение смыслового содержания. А в случае с трудовым обучением – прямо противоречит сути поручения президента РФ о регулировании вопросов, касающихся привлечения обучающихся к труду.

Те же тенденции прослеживаются и в предлагаемых изменениях, касающихся ФГОС основного общего образования, отмечают эксперты ОНФ. Так, если действующий стандарт подразумевает формирование у обучающихся лидерских качеств, то в его новой версии предлагается воспитывать у школьников только активную жизненную позицию, тогда как она является лишь одним из многих необходимых качеств лидера. Кроме того, предлагается исключить из стандарта подраздел «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также понятие «гражданское общество», которое является основой общественного контроля в демократическом государстве.

Из требований к результатам освоения основной образовательной программы также исключаются такие важнейшие навыки, как умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.

«У учителей и родителей также вряд ли найдет понимание желания разработчиков нового ФГОС исключить многие необходимые для развития школьника предметные результаты освоения основной образовательной программы. Так, из дисциплины «Русский язык» предлагается убрать умение участвовать в диалоге и дискуссии, выделять ключевые понятия, оценивать аргументы. При этом ставится задача лишь овладеть различными видами чтения. Из дисциплины «Обществознание» – изъять приобретение знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни, формирование основ правосознания, навыков осмысления социально значимой информации, развитие социального кругозора. В значительной мере выхолощенными оказались в новой редакции ФГОС также требования к освоению географии, физики, музыки», – считает член Центрального штаба ОНФ, зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.

Она подчеркнула, что поручение президента РФ, лидера Общероссийского народного фронта Владимира Путина предполагает определение базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ с точки зрения детализации предметного содержания, а не снижения требований к формированию способностей и компетенций школьников. Однако проделанная работа не отвечает поставленной задаче.

«Предложенные версии ФГОС фактически отказывают школьнику в праве и необходимости формироваться как мыслящей, ответственной, самостоятельной личности. Неудивительно, что на них поступило огромное количество замечаний и возражений. Минимум утилитарных знаний и навыков — это не то что нужно юному гражданину для выхода в большую жизнь. Мы категорически против таких ограничений и убеждены, что, если федеральный образовательный стандарт не нацелен на решение больших образовательных и воспитательных задач, в таком виде он неприемлем. Поэтому призываем исполнителей президентского поручения лучше вникнуть в смысл поставленной задачи, кардинально переработать проект изменений ФГОС в соответствии с актуальными целями школьного образования и воспитания и предлагаем оставить поручение президента на контроле», – заключила Духанина.

0
0
0
node-57015- Выбрать регион
Бесплатное приложение
для Android и iOS