Позиция

Член Центрального штаба ОНФ, президент образовательного холдинга «Наследник», руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности», депутат Государственной думы

Духанина: Задача обеспечения школьников бесплатными учебниками в ряде регионов не решена

22 сентября 2017 года, 10:46

Новый учебный год школы ряда регионов начали в условиях сохраняющегося дефицита учебной литературы, который вынуждены восполнять родители учащихся из семейных бюджетов. В среднем на покупку учебников и рабочих тетрадей им приходится тратить около 2,5 тыс. руб. По мнению экспертов ОНФ, это стало следствием нерешенности системных проблем в сфере обеспечения школ учебной литературой, включая отсутствие единого подхода к выделению средств на эти цели.

По данным Минобрнауки, по состоянию на конец июня хуже всего были обеспечены учебниками школы в Республике Дагестан (на 40%), Чеченской Республике (80%) и Челябинской области (82%).

«Из доклада правительства о ходе выполнения поручения президента России следует, что в ряде регионов перед началом нового учебного года так и не удалось переломить ситуацию, сложившуюся с обеспечением школ учебниками. Хотя на необходимость этого неоднократно указывали и учителя, и родители. В мае этого года мы провели мониторинг с участием более 3 тыс. родителей из 82 регионов, и только 8% из них сообщили, что их дети получают учебники, рабочие тетради и дидактические материалы бесплатно. Этот тревожный сигнал остался, к сожалению, без должного реагирования», – отметила руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности», зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.

Как показал опрос, 58% родителей сами покупают рабочие тетради и дидактические материалы, 23% – некоторые учебники, 10% – вынуждены приобретать большую часть учебников или вообще всю необходимую литературу. А согласно исследованию, проведенному ранее ОНФ, около 9% из почти 5 тыс. опрошенных учителей просят родителей покупать учебники по основным предметам. Опрос также показал, что 70% педагогов вынуждены просить родителей покупать рабочие тетради, хотя по ГОСТу они относится к учебным пособиям, обеспечение которыми осуществляется на бюджетные средства. В результате, считают эксперты, обеспеченность учебниками остается для родителей серьезной проблемой, поскольку в среднем на их покупку семьям приходится тратить около 2,5 тыс. руб.

О том, что в число самых распространенных видов школьных сборов входят деньги на покупку рабочих тетрадей и учебников и что проблема обеспечения школьников бесплатными учебниками не решена, говорят и обращения родителей, поступающие в ОНФ. Так, например, родители из Алтайского края сообщают о том, что их принуждают сдавать деньги на покупку учебников под видом добровольных пожертвований.

«Вопрос обеспечения учебниками и их использования в образовательном процессе невозможно решить без воли федерального министерства и соответствующих структур, – считает руководитель региональной рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности» в Алтайском крае Юрий Абдуллаев. – Никакого бюджета страны не хватит, если каждый год у нас будет изменяться перечень учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе. Образовательные организации практически ежегодно получают изменения в федеральном перечне учебников и вынуждены постоянно обновлять библиотечные фонды, тратя на это колоссальные средства. И, естественно, приходится привлекать спонсорские и родительские деньги».

При этом, по его словам, учебник одного года часто отличается от учебника другого года только грифом. Само их содержание принципиально не отличается. Эксперт отмечает, что сегодня это превратилось в очень прибыльный бизнес издательств, работающих на огромном рынке учебной литературы.

Активисты ОНФ не раз указывали, что одной из причин, по которым школы испытывают сложности с учебниками, является частое изменение федерального перечня учебной литературы и предложили запретить изменять этот перечень чаще, чем один раз в пять лет. Однако в соответствии с проектом приказа Минобрнауки, опубликованным на официальном сайте правовой информации, разрешается ежегодно направлять материалы для включения в список учебной литературы.

«Вопрос о том, что школы не успевают угнаться за изменениями в федеральном перечне, активисты ОНФ поставили еще в январе 2016 г. на форуме Народного фронта в Ставрополе. В результате Минобрнауки приняло решение, согласно которому сформированный в 2017 г. список будет действовать пять лет. Но при этом сохранилась возможность вмешиваться в него в любое время, что фактически не меняет прежнего порядка», – подчеркнула Духанина.

В числе мер, направленных на обеспечение школ бесплатными учебниками, эксперты Народного фронта также называют повышение роли экспертиз учебной литературы и ответственности организаций, выдающих заключения на этот счет, своевременное комплектование школьных библиотек, в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Анализ доклада правительства о ходе выполнения поручения президента РФ об обеспечении школьников бесплатными учебниками также показал, что в этой работе не учтены предложения активистов ОНФ, высказанные в марте этого года, когда кабинет министров представил предыдущий отчет. Речь шла о необходимости закрепить требование к регионам по обеспечению обучающихся по основным общеобразовательным программам бесплатной учебной литературой, в том числе через создание механизмов финансирования и организацию закупок на уровне субъекта РФ. Предлагалось установить единый подход к формированию норматива финансового обеспечения образовательной деятельности, предусмотрев выделение отдельной строкой расходов на приобретение учебников и учебных пособий.

«Обращая внимание правительства на отсутствие в регионах единого подхода к обеспечению школ бесплатными учебниками, мы отмечали, что в разных субъектах РФ расходы на эти нужды по-разному привязаны к нормативу в части оплаты труда. Кроме того, одни регионы точно определяют сумму на учебную литературу, другие – включают обеспечение школ учебниками в общие расходы на образовательную деятельность без выделения отдельной строкой. В таких условиях трудно рассчитывать на полноценное обеспечение всех школ бесплатной литературой», – сказала Духанина.

Она также отметила, что в докладе правительства не учтены итоги совещания, проведенного в июне этого года Минобрнауки с руководителями региональных органов образования по вопросу обеспечения школ бесплатными учебниками в полном объеме. Проведение индивидуальных рабочих встреч с представителями тех регионов, где сохраняется низкий уровень обеспеченности учебными изданиями, – недостаточная мера для улучшения ситуации, считает руководитель рабочей группы ОНФ.

«Бесплатные учебники – это прежде всего базовое условие доступности школьного образования. Это и возможность для многих российских семей направить сэкономленные средства на покупку ребенку одежды, подарка, съездить с ним на экскурсию, в театр или цирк. Дать ребенку возможность полноценного образования, окружить его вниманием и заботой – общая обязанность родителей и государства, которая стоит в центре задач Десятилетия детства, объявленного президентом РФ, лидером Общероссийского народного фронта Владимиром Путиным. Мы призываем правительство именно с этих позиций рассматривать поручение президента о бесплатных учебниках и дать регионам системную основу его выполнения», – заключила Духанина.

0
0
0
node-56597- Выбрать регион
Бесплатное приложение
для Android и iOS