Мониторинг ОНФ показал – три четверти воспитателей детсадов перерабатывают, не получая за это достойной оплаты

1 августа 2017 года, 11:15
фото из открытых источников

Три четверти педагогов дошкольного образования вынуждены работать больше чем на одну ставку – работе с детьми некоторые педагоги посвящают 55 часов в неделю. При этом в регионах нет единой системы формирования нагрузки и оплаты труда воспитателей, сохраняется проблема частичной или полной невыплаты зарплаты. Об этом рассказали эксперты Общероссийского народного фронта по итогам опроса, проведенного в мае-июле среди 557 воспитателей из 67 регионов. Для обеспечения высокого качества дошкольного образования эксперты предложили установить предельную планку нагрузки воспитателей при сохранении достойного заработка.

Эксперты сообщили, что официальный рабочий день воспитателя длится 7 часов 12 минут, рабочая неделя – 36 часов. При этом большинству опрошенных педагогов (76,2%) приходится работать сверхурочно. Почти треть из них (28,8%) заявили, что к сверхурочной работе их принуждает администрация, а 6,9% воспитателей работают сверхурочно по письменному приказу. Единого подхода к оплате второй смены нет – 25,7% респондентов сообщили, что получают фиксированную сумму за вторую смену, 18,8% – что за две смены они получают 1,67 ставки, 3,6% – что оплата осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом РФ (за первые два часа работы – в полуторном размере, за последующие часы – в двойном). 1,5% респондентов сообщили, что за сверхурочную работу получают в двойном размере.

При этом 6,4% воспитателей признались, что им не оплачивают сверхурочное время. Чтобы получить премию к зарплате, большинство опрошенных педагогов (52,2%) выполняют работу, которая не является их должностной обязанностью. Например, уборку территории, в том числе от льда и снега в зимний период, изготовление зимних горок, покраску качелей, ремонт групповых помещений и т.п. Как сообщают воспитатели, такой работе уделяется до 14 часов в неделю.

 «К таким ситуациям приводит отсутствие единой системы оплаты труда воспитателей, которая не дает возможности нормировать труд педагога, определить предел недельной часовой нагрузки, а также порядок начисления дополнительных выплат. Оптимальная структура зарплаты с точки зрения работника дошкольного учреждения выглядит так: стабильный оклад плюс стимулирующая часть, которая будет выплачиваться за качество работы с детьми, участие педагога в мероприятиях и конкурсах, наличие публикаций. И критерии их начисления должны быть прозрачными. Сейчас стимулирующие выплаты в некоторых случаях начисляются за посещаемость детей и даже за своевременную родительскую плату. Они могут распределяться директором детского сада, методистом, профкомом или инициативной группой из числа воспитателей. И, как считают педагоги, не всегда справедливо», – отметила член Центрального штаба ОНФ, зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.

Более половины опрошенных педагогов (57,4%) оценивают размер своей заработной платы ниже средней в сфере общего образования по региону. Примерно равной ее считают 15% респондентов, и только 4,5% респондентов отмечают, что их зарплата выше. Низкие зарплаты были зафиксированы в Псковской области – в среднем 10 тыс. 750 руб., Республике Башкортостан – 12 тыс. 130 руб., Кировской области – 13 тыс. 363 руб., Челябинской области – 13 тыс. 806 руб., Самарской области – 14 тыс. 033 руб., Вологодской области – 14 тыс. 755 руб. и др. Воспитатель из Белгородской области сообщил, что получает на руки 6,7 тыс. руб., педагог из Краснодарского края – 6,9 тыс. руб., а воспитатель из Чувашии – 7 тыс. руб., при этом все они работают сверхурочно.

Однако, как отметили эксперты, данные официальной статистики значительно выше данных о зарплате, которые приводят воспитатели. Так, разница по Московской области составила 16 тыс. 588 руб., по Республике Коми – 11 тыс. 293 руб., по Мурманской области – 9 тыс. 401 руб., по г. Санкт-Петербургу – 9 тыс. 277 руб., по Самарской области – 8 тыс. 850 руб. и т.д.

Исследование показало, что ряд регионов полностью не выполняют свои обязательства перед педагогами. Около трети респондентов (30,7%) указывают, что при получении зарплаты сталкивались с ее неправильным расчетом, 8% – с частичной невыплатой, 4% – с незапланированными зачислениями, 1,2% – с полной невыплатой заработной платы. Сигналы о частичной или полной невыплате заработной платы поступили из Амурской, Архангельской, Брянской, Волгоградской, Иркутской, Калужской, Кировской и других областей, Забайкальского и Краснодарского краев, Республик Марий Эл, Татарстан, а также из Санкт-Петербурга, ХМАО-Югры и др.

Мониторинг также позволил оценить реальную нагрузку педагогов дошкольного образования. Три четверти воспитателей вынуждены работать больше чем на одну ставку. Несмотря на то, что занятия идут не более 30 минут, они требуют подготовки, на которую педагоги тратят до 15–20 часов в неделю. На изготовление дидактического материала у воспитателей уходит до 32–35 часов. Также много времени требуется уделять оформлению проектных и конкурсных работ – до 35 часов. На подготовку к мероприятиям у некоторых воспитателей уходит до 36 часов в неделю, как и на общение с родителями. Много времени у педагогов отнимает отчетная документация – в отдельных случаях до 20 часов в неделю.

Для обеспечения высокого качества дошкольного образования эксперты Народного фронта предлагают установить предельную планку нагрузки воспитателей при сохранении достойного заработка.

«Превышение уровня нагрузки означает, что педагог, у которого не хватает времени на отдых, самообразование и творческий поиск, не может работать заинтересованно, полностью реализовать себя. А это прямой ущерб учебно-воспитательному процессу. Поэтому необходимо при сохранении достойного заработка воспитателей определить и не превышать нагрузку, за которой начинается снижение качества работы. Мы предлагаем Минобрнауки совместно с экспертным сообществом и педагогической общественностью выработать оценку максимального уровня нагрузки воспитателей детсадов. Это позволит сбалансировать их рабочий график, а в конечном счете сделать дошкольное образование более качественным. Именно такой подход заложен в логике объявленного президентом Десятилетия детства», – заключила Духанина.

0
0
0