Эксперты ОНФ выявили, что мамы с детьми до трех лет не знают о возможности получения бесплатного профобучения

14 сентября 2016 года, 13:18

Большинство женщин, находящихся в отпуске по уходу за детьми в возрасте до трех лет, не знают о том, что у них имеется возможность пройти профессиональное обучение или повысить квалификацию. Такие результаты были получены в ходе опроса, проведенного в сентябре в соцсетях Центром ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов президента «Народная экспертиза», в котором приняли участие 440 мам с детьми.

Эксперты отмечают, что результаты проведенного опроса свидетельствуют о низком уровне информированности женщин, имеющих маленьких детей, о возможности пройти профессиональное обучение или переобучение. Только треть опрошенных женщин информированы о такой возможности, большинство же, а это ни много ни мало 68%, о такой возможности просто не знают. При этом почти все женщины, принявшие участие в опросе, считают данную меру полезной.

Однако 78% респонденток, принявших участие в опросе, сообщили о том, что у них нет возможности пройти обучение в силу того, что не с кем оставить ребенка. Но при этом 98% участниц опроса заявили о своей готовности пройти обучение, если условия будут. В частности, более половины мам высказали мнение о том, что гораздо удобнее было бы проходить такое обучение дистанционно, в вечернее время или в выходной.

Эксперты ОНФ считают, что данный вопрос необходимо решать комплексно. Напомним, в рамках мониторинга исполнения указа №606 «О мерах по реализации демографической политики РФ», а именно принятия мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профобучения или переобучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, эксперты ОНФ летом текущего года провели ряд мероприятий, основной задачей которых было выявить проблемы, мешающие женщинам совмещать воспитание детей с трудовой занятостью или с обучением.

По результатам консультаций с экспертами был определен ряд основных проблем. Это нехватка ясельных групп для детей в возрасте до трех лет. Кроме того, региональные системы электронной очереди не всегда предоставляют возможность поставить ребенка на учет для получения места в ясельной группе детского сада. Вторая проблема – график работы дошкольных учреждений. В настоящее время учредители детского сада вправе сами устанавливать график работы организации, при этом не всегда учитывая потребности родителей. Зачастую дошкольные учреждения заканчивают работу не позже 19:00. А если родители задерживаются, то они с трудом будут успевать забирать ребенка из детского сада. То есть можно говорить о том, что режим работы учреждения зачастую не соответствует потребностям работающих женщин.

Еще одна проблема, которую отметили эксперты и мамы, – это платные группы продленного дня, которые могут открыться в школе, а могут и отсутствовать, так как это целиком зависит от решения учредителя и администрации школы. А значит, мама вынуждена забирать ребенка из школы сразу после занятий, а если группа платная, то это дополнительно бьет и по бюджету семьи.

Если говорить о возможности обучения и получения дополнительного профессионального образования женщинами, находящимися в отпуске по уходу за ребенком, то основной проблемой оказалась низкая информированность женщин об этой возможности. Эксперты и мамы также отметили отсутствие возможности выбора гибких форм обучения, таких как дистанционное, вечернее обучение или группы выходного дня.

Те мамы с детьми, которые знают о возможности пройти обучение (переобучение), отметили узкий выбор профессий, которые предлагает для освоения служба занятости, а также территориальную отдаленность мест прохождения обучения от дома.

«Проблемы с доступностью дошкольного образования, к сожалению, отражаются на возможности самореализации, семейном бюджете родителей и, в частности, на профессиональном развитии женщин, – констатировал руководитель Центра ОНФ «Народная экспертиза» Николай Николаев. – Для того чтобы изменить ситуацию, необходимо повысить уровень информирования мам об их правах на получение места для ребенка в ясельных группах. Кроме того, нужно как можно шире информировать мам с маленькими детьми о такой важной государственной программе, как профессиональное обучение и переобучение молодых мам, находящихся в отпуске по уходу за детьми. И, конечно же, необходимо актуализировать саму систему обучения молодых мам, разнообразив перечень профессий и предусмотрев выбор формы обучения, включая дистанционное».