Эксперты ОНФ: Для предотвращения продаж фальсификата молочной продукции необходима специальная маркировка

4 августа 2016 года, 16:15

Треть россиян отмечают ухудшение качества молочной продукции, произведенной в России. Негативные отзывы потребителей подтверждают результаты проведенных экспертиз: доля фальсифицированной молочной продукции на российском рынке может превышать 50% в зависимости от региона. Чтобы оградить россиян от неосознанного потребления молочного фальсификата, эксперты Центра ОНФ по мониторингу технологической модернизации и научно-технического развития настаивают на внедрении специальной маркировки.

Вопросам защиты прав потребителей, в том числе с использованием современных технологий маркировки, уделяется особое внимание в рамках Стратегии повышения качества пищевых продуктов, принятой правительством в конце июня текущего года. Предполагается, что до конца декабря Роспотребнадзор представит план мероприятий по реализации стратегии. В первую очередь будут разработаны предложения и проекты нормативных актов, предусматривающие расширение требований к качеству и безопасности пищевой продукции, в том числе молочной продукции, к которой сегодня предъявляется много претензий.

«Молоко и его производные являются важнейшим социальным продуктом. Количество домохозяйств, приобретающих традиционную молочную продукцию, на протяжении последних трех лет остается неизменным и составляет 99,9%, а расходы в этом сегменте в среднем занимают порядка 15% в корзине потребителя. Однако наши мониторинги удовлетворенности потребителей показывают, что недовольство качеством по ряду категорий молочных товаров сегодня выражает весьма существенная часть наших сограждан», – говорит руководитель Центра ОНФ по мониторингу технологической модернизации Анна Заборенко.

Так, результаты опроса 1000 покупателей из всех федеральных округов России показали, что ухудшения качества молока и молочной продукции отметили до трети респондентов. Причем наибольшее количество негативных отзывов получили сыры. Например, в Северо-Западном федеральном округе на резкое снижение качества сыров обратили внимания антирекордные 45% покупателей. В Центре мониторинга НТР особо подчеркивают, что эта ситуация может отрицательно повлиять на уровень доверия к российскому производителю, так как молочные товары являются антисанкционными продуктами и ограничены от давления со стороны иностранных конкурентов.

Субъективные оценки потребителей подкрепляются неутешительными результатами исследований молочной продукции на предмет соответствия стандартам. Например, в июне Россельхознадзор опубликовал результаты проверки молочной продукции, произведенной в России. Сода, мел, борная кислота и даже гипс – такие ингредиенты обнаружились в продукции недобросовестных российских производителей молока. А таковых, по оценкам ведомства, подавляющее большинство. Долю фальсифицированной молочной продукции на российском рынке служба оценила в 50%.

На уровне региона количество фальсификата может превысить порог, обозначенный Россельхознадзором. Например, результаты исследования, проведенные в первом полугодии 2016 г. в Кировской области, показали, что 60,7% молочных продуктов на полках областных магазинов не соответствуют нормативным требованиям по качеству. При этом самая высокая доля продукции с нарушением технологии производства и использованием сомнительных ингредиентов обнаруживается в категории сливочное масло.

«Фальсифицированная продукция наносит вред в первую очередь здоровью граждан, во-вторых, причиняет экономический ущерб отечественным предприятиям, а в целом – наносится ущерб всей экономике страны и подрывает ее продовольственную безопасность», – говорит председатель Вятского молочного союза Василий Сураев.

Основной компонент фальсифицированной продукции – пальмовое масло, и как отмечают российские производители молока, употребляя такую продукцию, россияне невольно поддерживают экономику стран, производящих его. За последние 10 лет, по данным Федеральной таможенной службы, объемы поставок в Россию пальмового масла увеличились более чем в пять раз, а в 2015 г. по сравнению с 2014 г. объемы завоза пальмового масла в Россию увеличились на треть. «При этом жестких нормативов использования пальмового масла в России нет. Это позволяет многим дельцам скупать его технические варианты по низким ценам в странах третьего мира. Их потребление в составе продуктов, конечно, не может не отразиться на здоровье человека», – поясняет Сураев.

Как отмечалось в ходе «Форума действий. Регионы» ОНФ, прошедшего весной в Йошкар-Оле, вопрос противодействия фальсификатам во многом зависит от введения обязательной маркировки продуктов питания, содержащих заменители. Так потребитель сможет точно узнать, что ему предлагается, и принять соответствующее решение о покупке. «Например, в отношении молочной продукции на лицевой стороне упаковки следует в обязательном порядке размещать надпись крупными буквами: «Продукт содержит заменители молочного жира». В отношении нарушителей должны применяться штрафные санкции вплоть до закрытия производства и дисквалификации руководителя предприятия», – говорит Сураев.

Такие меры по защите прав потребителей необходимы для того, чтобы наши граждане были уверены в том, что они покупают: натуральный продукт или фальсификат, который может нанести вред здоровью.

node-41312- Выбрать регион
Бесплатное приложение
для Android и iOS