В ОНФ уверены, что необходимо сохранять лучшие практики работы с одаренными детьми

2 сентября 2015 года, 12:09

Для выявления и поддержки одаренных детей и молодежи необходимы системные мероприятия, считают эксперты рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности». Для этого нужно использовать самые лучшие практики работы с талантливыми школьниками и студентами, к созданию благоприятной среды привлекать ведущих педагогов и психологов, а также разработать механизм содействия в трудоустройстве выпускникам вузов, получившим премии.

Проанализировав меры, предпринимаемые правительством для поддержки одаренных ребят, эксперты Фонда «Национальные ресурсы образования» отмечают, что системная работа в этой сфере сейчас практически не проводится.

Руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности» Любовь Духанина подчеркнула, что таланты нужно выявлять и постоянно поддерживать.

«У одних детей способности проявляются с детства, у других их необходимо распознать и помочь развить, – отметила Духанина. – Для выстраивания такой работы необходима координация общественных усилий. К созданию благоприятной среды должны привлекаться ведущие педагоги и психологи, ученые, выдающиеся деятели в области науки, искусства и культуры. У России огромная территория, богатые ресурсы. Но в первую очередь развитие страны зависит от людей. Наша страна богата на таланты, об этом свидетельствует вся наша история. Но не стоит думать, что все талантливые люди, подобно Ломоносову, всегда сами могут пробить себе дорогу. Мы считаем правильным, что поддержка одаренных детей в России становится частью государственной политики».

В этом году по поручению президента РФ, лидера Общероссийского народного фронта Владимира Путина правительство предусмотрело выдачу первой тысячи премий одаренным студентам, которые составляют ежемесячно 20 тыс. руб. и выдаются в течение всего периода обучения. В ходе учебы премиант должен будет подтверждать свой статус не реже двух раз в год, а после окончания обучения – проработать не менее трех лет на территории России.

«Большое значение имеет тот факт, что молодой человек сам решает, как использовать эту премию – на оплату обучения, на жилье, на питание. Это особенно важно для ребят из малообеспеченных семей, которые смогут заниматься научно-исследовательской деятельностью, а не искать работу в ущерб учебе», – говорит Духанина.

К сожалению, на этом перечень достижений Минобрнауки РФ по выполнению поручений президента РФ по поддержке одаренных детей заканчивается, констатируют эксперты Фонда «Национальные ресурсы образования». Проанализировав меры, предпринимаемые правительством для выявления и поддержки одаренных детей, эксперты отмечают, что работа по развитию талантливых детей сейчас перекладывается на школы и семьи. Основное внимание уделяется школьным предметным и Всероссийской предметной олимпиаде. Аналогичных же по уровню мероприятий для одаренных детей во многих других сферах, например конструировании и моделировании, не проводится.

«Высокие результаты ребенка по отдельным предметам не гарантируют его склонности к творчеству и изобретательству. Одаренность очень многогранна. Здесь нельзя допустить стандартизации. Попытка предъявить одинаковые требования или ввести единый шаблон для выявления таланта приведет к тому, что мы упустим большое количество ярких людей», – предостерегает Духанина.

По ее мнению, необходимо начать проводить просветительскую работу с родителями и педагогами, исследования по выявлению одаренности, а также создавать инфраструктуру для развития и стимулирования способностей таких детей. В повестке дня также стоит разработка механизма содействия в трудоустройстве выпускникам вузов, получившим премии.

Нужно учитывать, что в России есть уникальный опыт работы с одаренными детьми. Например, некоторые школы включают детей в научную, опытно-конструкторскую и проектную деятельность ведущих вузов и предприятий. В передовых образовательных учреждениях еще до введения ЕГЭ была принята собственная форма единого экзамена.

«Для ребенка такие экзамены проходили без натаскивания и стресса. К сожалению, в связи с исключением из нового закона «Об образовании» особых статусов школ-лицеев и гимназий большинство из них оказались в сложном положении. Сегодня многим таким учреждениям угрожает продолжающаяся оптимизация системы образования. России жизненно необходимы таланты. Поэтому нам важно, чтобы всеми способами в каждом уголке нашей страны были созданы все условия для развития одаренности детей», – заключила Духанина.

node-31230- Выбрать регион
Бесплатное приложение
для Android и iOS