ОНФ: Правительство ХМАО должно пересмотреть условия конкурса на строительство перинатального центра в Сургуте

14 января 2015 года, 11:03
Фото www.nakanune.ru

Эксперты проекта ОНФ «За честные закупки» обратили внимание на проводимый в Ханты-Мансийском автономном округе конкурс по возведению перинатального центра на условиях государственно-частного партнерства. Согласно условиям тендера, он обойдется государственному бюджету в 18,4 млрд руб. – вдвое дороже, чем оценивается госэкспертизой. Более того, заключить соглашение на строительство планируется до конца года с компанией, бенефициары которой зарегистрированы в офшорной и иностранной юрисдикции. ОНФ призывает власти региона воздержаться от заключения сомнительного контракта, противоречащего ключевым установкам последнего послания президента РФ, и пересмотреть его условия.

Условия проведения конкурса на строительство Центра, который должен размещать стационарно 315 больных и принимать до 165 человек в смену, были утверждены распоряжением правительства ХМАО от 7 ноября и подписаны губернатором. 18 ноября 2014 г. объявление о проведении открытого конкурса на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве по проектированию, строительству и оснащению перинатального центра в Сургуте было размещено на сайте Департамента здравоохранения ХМАО-Югры. На официальном сайте госзакупок никакой информации о проведении подобного тендера экспертами ОНФ не обнаружено.

Из конкурсной документации следует, что общий объем расходных обязательств ХМАО-Югры в лице департамента здравоохранения округа составит 18,389 млрд. руб. Хотя сметная стоимость строительства перинатального центра на уровне цен первого квартала 2014 г., утвержденная ранее государственной экспертизой, составляет сумму почти вдвое меньшую – 9,784 млрд. руб.

Дело в том, что из регионального бюджета предполагается выделить еще более 6 млрд руб. на финансовое возмещение части затрат по уплате процентов по договорам займа, которые заключит частный партнер для исполнения соглашения по строительству. Также пунктом 2.8.5 конкурсной документации предусмотрено, что предельные размеры обязательств ХМАО могут меняться. Например, из-за курсовой разницы, так как всё заложенное в смету медицинское оборудование – зарубежного производства (Германия, Италия, Швейцария, Япония). Таким образом, цена контракта может значительно увеличиться, считают эксперты ОНФ.

Но даже на данный момент стоимость Центра в Сургуте в несколько раз превышает стоимость аналогичных объектов в других регионах страны. Так,  одно койко-место в Сургуте обойдется в сумму порядка 58 млн руб. – почти в три раза дороже, чем в Красноярске (21 млн руб.) или Нальчике (18 млн руб.), и в четыре раза дороже, чем в Москве (14 млн руб.).

Экспертов ОНФ настораживает, что часть работ уже была выполнена ранее в рамках программы «Сотрудничество» (договор между органами государственной власти Тюменской области, ХМАО-Югры и ЯНАО) в 2013–2014 гг.: проект стоимостью 40 млн руб. получил положительное заключение государственной экспертизы от 3 июня 2014 г. Но в конкурсной документации, размещенной 18 ноября, четко указано, что предметом конкурса является право на заключение соглашения о государственно-частном партнерстве «на проектирование, строительство, оснащение перинатального центра». Получается, что за проектные работы будут платить еще раз.

Подозрительными кажутся слишком жесткие условия проведения тендера, которые фактически исключают возможность конкуренции. Чтобы принять участие в тендере, от компаний требовалось иметь чистые активы в размере 1 млрд руб., контрактная стоимость ранее спроектированных и построенных объектов должна была быть 20 млрд руб., а опыт привлечения банковских кредитов – на сумму не менее 10 млрд. руб. Конкурс проводился без предварительного отбора участников. Для подачи конкурсных заявок выделялся всего один месяц – за это время претендент должен был успеть рассчитать стоимость строительства и проектных работ, а также всех затрат по эксплуатации объекта. По мнению экспертов ОНФ, это может указывать на то, что условия конкурса формировались под «своего» исполнителя.

Им стала ООО «Вис Инфраструктура» из Ленинградской области. Ее владельцем является ООО «ПФ «ВИС», три из четырех бенефициаров которого («Тенко ессет лтд», «Ланмер стрэтеджиес инк» и «Кертон груп лтд») зарегистрированы на Британских Виргинских островах, а еще один («Конвис АГ») – в Швейцарии.

«Правительство ХМАО-Югры уже выделило на реализацию проекта в 2015 г. 2 млрд руб. Наши эксперты подсчитали, что если строить перинатальный центр, реализовывая тендер по 44-ФЗ, его затраты составят 10 млрд. руб. При строительстве же по нынешней схеме с привлечением частного партнера возведение медицинского центра обойдется в два раза дороже, и расплачиваться за займ по проекту регион будет 10 лет. Налицо – неэффективное расходование бюджетных средств. А учитывая очень жесткие требования, предъявленные к участникам конкурса, и то, что победитель оказался офшорной компанией, мы не исключаем в проведении тендера не только не соблюдения ключевых положений послания президента, но и российского законодательства», – отметил руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта.

Он напомнил, что в послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин потребовал «окончательно закрыть, перевернуть офшорную страницу в истории нашей экономики и нашей страны», а также обеспечить ежегодную пятипроцентную экономию бюджетных средств.

«Мы призываем руководство ХМАО-Югры услышать эти слова главы государства. Считаем, что правительство региона как минимум должно отложить подписание контракта, запланированное на 31 декабря 2014 г.,  и пересмотреть форму реализации социальной программы по строительству перинатального центра в регионе», – заключил Гетта.