Позиция

Член Центрального штаба ОНФ, президент образовательного холдинга «Наследник», руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности», депутат Государственной думы

Духанина: Задачи повышения качества образования должны решаться не проверками, а системной работой по подготовке учителей

16 января 2018 года, 18:21

Результаты диагностической работы по химии и биологии в 10-х классах показали, что многие школьники не умеют работать с моделями и схемами. Оказалось, что большинство учащихся не смогли представить несколько объектов в одной схеме, а также объединить данные в таблицу. Об этом сообщили в Минобрнауки России. Между тем обучение этим аспектам детально прописано в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) 2012 г. Эти пробелы в подготовке объясняются прежде всего неподготовленностью самих педагогов к работе по ФГОС, и они должны устраняться не новыми проверками школ, а системной работой по подготовке учителей. Такое мнение высказала член Центрального штаба ОНФ, зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.

«Полученные в ходе диагностических работ школьников результаты сильно расходятся с оптимистичными заверениями Минобрнауки о том, что 94,5% учителей уже овладели стандартами, – отметила Любовь Духанина. – В ходе опроса педагогов, проведенного экспертами ОНФ, больше половины учителей признались, что все еще не владеют технологиями работы по новым образовательным стандартам, несмотря на то, что соответствующие курсы повышения квалификации проводятся с 2013 г. Сами курсы учителя также оценили не слишком высоко».

По данным опроса ОНФ, который проводился в октябре прошлого года и в котором приняли участие более 600 учителей из 63 регионов, только 36% педагогов хорошо знают текст стандарта благодаря курсам повышения квалификации и еще 25% изучили ФГОС самостоятельно. Только каждый пятый учитель (20% опрошенных) с уверенностью заявил, что владеет всеми необходимыми педагогическими технологиями для реализации федерального госстандарта. Больше половины (56%) сообщили, что владеют ограниченным количеством технологий и приемов, которые позволяют решать лишь отдельные задачи, установленные стандартом. Каждый десятый (10%) признался, что не владеет технологиями реализации ФГОС. А 37% опрошенных считают, что и их коллеги преподают, не руководствуясь стандартом.

По словам заместителя министра образования Сергея Кравцова, в ближайшем будущем будут продолжены не только проверочные работы для школьников, но и исследования компетенций учителей, и – в пилотном режиме – оценка управленцев в школах. Также будет оцениваться динамика школ через Всероссийские проверочные работы: если результаты окажутся не очень хорошими, будет проверено, отправил ли директор после этого учителей на курсы повышения квалификации. Министерство образования не исключает проведения опроса родителей и учета мнений учеников.

Однако задачи обновления содержания школьного образования невозможно решить одними проверками, не создавая новых возможностей роста для школы, отметили эксперты ОНФ.

«Если учитель раз за разом проходит курсы повышения квалификации, которые он сам оценивает как неэффективные, результаты его работы со школьниками не улучшатся. Требуется осмысленная системная работа на всех уровнях. Важно перестроить работу системы повышения квалификации учителей, сориентировать работу педагогических вузов так, чтобы в школу приходили специалисты, уже владеющие требованиями ФГОС. Для этого нужно создавать интерактивные методические рекомендации по применению образовательных технологий, специальные программы повышения квалификации, соответствующие новым требованиям, видеоуроки с разбором. Должны действовать стажировочные и инновационные площадки, а у учителя должны оставаться время и силы на работу с ними. Однако практическая работа на местах зачастую подменяется дополнительными школьными проверками. Это не улучшает ситуацию, а лишь усиливает бюрократическое давление на школу. В конечном итоге учителя должны знать, как реализовывать на практике стандарты образования, а сами стандарты должны быть четкими и содержательными. Это позволит эффективно решать задачи обновления содержания образования, сформулированные в поручениях президента России, лидера Общероссийского народного фронта Владимира Путина», – заключила Духанина.

0
0
0
node-60981- Выбрать регион
Бесплатное приложение
для Android и iOS