Позиция

Член Центрального штаба ОНФ, президент образовательного холдинга «Наследник», руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности», депутат Государственной думы

Духанина: Четверо из десяти школьников чувствуют себя одинокими, даже общаясь в социальных сетях

28 декабря 2017 года, 12:01

Многим школьникам сегодня не хватает общения со взрослыми для решения своих проблем, контактов с интересными и успешными людьми, уважительного отношения учителей и сверстников. Это следует из результатов опроса учащихся, проведенного в ноябре активистами ОНФ в регионах. Школа должна заниматься социализацией учащихся, использовать для этого лучшие практики педагогической работы, направленной на уверенное освоение детьми общественного пространства, считают эксперты ОНФ.

Мониторинг проводился экспертами ОНФ среди более 1,3 тыс. школьников из 81 региона. 26% опрошенных сообщили, что хотели бы общаться с успешными и интересными людьми, которых бы пригласила школа. К слову, ОНФ уже ведет системную работу в этом направлении, привлекая профессионалов из разных сфер к проведению образовательных и воспитательных акций в школе. По инициативе Народного фронта в школах страны 1 сентября прошел урок «Россия, устремленная в будущее». В акции приняли участие Герои Советского Союза и России, известные спортсмены, депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители органов власти. Они поделились с ребятами своим жизненным опытом и секретами успеха.

15% опрошенных детей сообщили, что им не хватает общения со взрослыми, с которыми можно было бы обсудить свои проблемы, по 19% респондентов пожаловались на недостаток уважительного и объективного отношения со стороны учителей и сверстников.

Почти половина опрошенных признались, что использует соцсети более девяти раз в день. Для переписки с друзьями это делают 86% опрошенных, чтения постов, просмотра новостной ленты — 77%, прослушивания музыки — 73%, размещения фотографий — 29%.

«В соцсетях для подростка важны возможности общения, признания личностных качеств, проявления самостоятельности в суждениях, самоутверждения. Однако, несмотря на активность в блогах и на форумах, 42% детей признались, что чувствуют себя одинокими. Это значит, что им не хватает живого позитивного общения со сверстниками и взрослыми, которое давало бы ощущение равноправного деятельного присутствия в социуме», — считает Духанина.

«Чувство одиночества возникает тогда, когда рядом с ребенком в важные для него моменты жизни не оказывается взрослого, готового выслушать и поддержать. И в первую очередь это касается родителей, – поясняет представитель ОНФ Константин Тхостов. – Нам нужно научиться транслировать ребенку внутрисемейные ценности, это поможет снять проблему одиночества и ненужности. Школа со своей стороны также должна выступать помощником. Если ребенок любит учителя, видит защиту с его стороны и понимает, что развивается, то это, безусловно, делает его ближе к взрослым. Сегодня у школьников есть различные возможности для социализации, включая участие в молодежных проектах, общественных советах и движениях. Важно, чтобы школы использовали эти возможности и создавали условия для самовыражения ребенка, чтобы он мог раскрыться исключительно исходя из своих потребностей, в том числе потребности в общении», – отметил эксперт.

Проблемы социализации подростков, как показал опрос, выражаются и в том, что 39% школьников используют анонимный профиль в соцсетях. Для большинства из них это возможность скрыть личную информацию от посторонних (32%), общаться с ограниченным кругом людей (15%), делиться информацией, которую не одобряет ближайшее окружение (15%), переписываться с незнакомыми людьми (10%).

В «замаскированном» профиле дети чувствуют себя свободнее, но это, как считают эксперты, не решает их личных проблем. «Неумение общаться со взрослыми и сверстниками, отсутствие реальных друзей при активном посещении соцсетей могут сформировать личность, не приспособленную к реальной жизни. Поэтому школа может, не вторгаясь в личную жизнь ребенка, участвовать в создании условий для его успешной социализации. Речь идет об учебном и личном взаимодействии, в том числе с учителем, психологом, а также продуктивном взаимодействии в рамках проектной, профориентационной, волонтерской работы, трудового воспитания», – подчеркивает Духанина.

Возможность этого дает, например, участие школьников в управляющих советах, ученическом самоуправлении. 31% подростков уже участвовали в школьном самоуправлении, а 18% – в молодежном парламенте или совете. При этом еще 17% хотели бы принять участие в подобной работе, но школа такой возможности не предоставляет.

Одной из ведущих форм социализации школьников может стать волонтерская деятельность, уверены эксперты ОНФ. Около 15% детей сами хотели бы организовать кружки и дополнительные занятия для других детей. Помощь ветеранам, детям, попавшим в трудную ситуацию, участие в организации общешкольных, городских мероприятий помогает в реальном трудовом процессе сформировать ценностные ориентиры, активную жизненную позицию, учиться работать в команде. По данным опроса, такой деятельностью занимаются 26% подростков.

«Общими усилиями педагогов, родителей и общественности необходимо создать в школе все возможности для самореализации учащихся и достижения ими выбранных целей. Положительную роль здесь сыграют лучший опыт прошлых лет, включая трудовое воспитание учащихся и связи с производственными предприятиями, реализация программ дополнительного образования, привлечение детей к волонтерским, экологическим проектам, организация встреч с интересными людьми, лидерами в различных областях деятельности. Это поможет ребенку увереннее входить в окружающий мир, состояться в будущем как активной, ответственной личности», – заключила Духанина.

0
0
0
node-60618- Выбрать регион
Бесплатное приложение
для Android и iOS