Участники «Форума Действий» ОНФ сформировали образ школы будущего и перечень шагов на пути к ней

22 декабря 2017 года, 13:24

На «Форуме Действий» ОНФ участники площадки «Образование будущего: новая школа» подготовили предложения по созданию в учебных заведениях принципиально иных подходов к образованию. Основной приоритет для новой школы – потребности ученика, воспитание у него целеустремленности, самостоятельности, развитие индивидуальных способностей. Одна из задач – ранняя профориентация. Она поможет школьнику выбрать специальность, которая будет востребована рынком сегодня и в будущем. Пока же выпускникам приходится ориентироваться на приоритеты родителей, которые безнадежно отстают от реальных запросов экономики.

Эксперты говорили о том, что учителя школ должны сегодня осознать: модель «начальник – подчиненный» в общении с учеником – это уже архаизм. Заложить современные образовательные стандарты в старую форму не получится. Надо формировать партнерские отношения между учителем и учеником и в результате подготовить конкурентоспособного выпускника.

По мнению участников площадки, необходимо повсеместно создать систему профориентации в школе, а для этого – разработать федеральную программу профориентационной подготовки детей и молодежи.

Одним из пунктов этой программы может быть воссоздание системы учебно-производственных комбинатов. В итоге каждый учащийся будет получать вместе с аттестатом еще и определенную специальность. Здесь важно, считают эксперты, уже в начальной школе популяризировать рабочие специальности и объяснять детям: главное сегодня – быть востребованным на рынке труда, а не получить престижный, но нередко бесполезный диплом вуза.

Школьники в новой образовательной среде должны будут учиться самостоятельно мыслить, работать индивидуально и в команде, решать нестандартные задачи, ставить перед собой цели и добиваться их, чтобы в будущем это стало основой их благополучной интересной жизни, говорили участники дискуссии. Поэтому надо усилить практическую составляющую обучения, разработать обновленную техническую документацию по оснащению классов и школ с учетом современных потребностей.

Но все это должно происходить не за счет бесконтрольного увеличения объемов учебного материала и требований к школьникам. Нужно определить приоритеты, пересмотреть требования к объему домашних заданий для старшеклассников и закрепить в рамках федеральных образовательных стандартов сокращение нагрузки по непрофильным предметам.

Готовить школьников надо не только к профессиональной жизни, но и к семейной, уверены педагоги и представители образовательных НКО. Участники площадки предложили проводить просветительскую работу по подготовке к будущей семейной жизни и обучению ответственному родительству. Предлагается включить в госпрограмму «Развитие образования» на 2013–2020 гг.» подпрограмму по основам семейной жизни, детской психологии и педагогике.

В эту работу должны быть вовлечены и нынешние мамы и папы, которым часто не хватает знаний, чтобы построить доверительные отношения с детьми. Еще один шаг к развитию ответственного родительства – включить родителей в региональные программы развития образования в качестве участников.

Среди других идей – увеличить количество бесплатных кружков в детских садах, создать информационный портал допобразования, оказывать грантовую поддержку педагогам, которые делятся на портале опытом своей работы, активно использовать волонтеров из образовательных НКО для организации кружков, учитывать волонтерскую деятельность в качестве педагогической практики.

В кардинальных переменах нуждается и высшая школа. По мнению экспертов площадки, в этом поможет стратегия развития высшего образования, которую надо разработать с учетом социально-экономического развития регионов и развития отраслей экономики. Содержание высшего образования нужно привести в соответствие с профессиональными стандартами.

«Самые перспективные идеи, которые прозвучали на нашей тематической площадке, мы направим в правительство РФ. Некоторые из них уже получили одобрение профильного министра – во встрече, на которой мы подводили итоги работы площадки, участвовала глава Минобрнауки России Ольга Васильева. Кроме того, многочисленные предложения по применению новых технологий в образовании, сохранению единого образовательного пространства, дополнительному образованию детей и образованию детей-инвалидов станут основой для составления планов работы активистов ОНФ на будущий год», – прокомментировала член Центрального штаба ОНФ, зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.

0
0
0
node-60388- Выбрать регион
Бесплатное приложение
для Android и iOS