Эксперты ОНФ: Необходимо ускорить процесс создания единого каталога товаров, работ и услуг в сфере госзакупок

27 октября 2017 года, 15:56

Сделать госзакупки более эффективными возможно при помощи формирования в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, отметили эксперты на совещании Народного фронта, посвященном цифровизации в сфере госзакупок. Это существенно облегчило бы доступ малых и средних предпринимателей к государственным и муниципальным закупкам и сделало бы все эти процедуры более прозрачными. Однако опасения экспертов вызывает тот факт, что запуск такого каталога в единой информационной системе постоянно откладывается.

Эксперты напомнили, что с 1 января 2016 г. заработала Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС). Предполагалось, что она станет системообразующей основой всей контрактной системы и поможет перевести все закупочные процедуры в электронную форму. Однако у существующего механизма имеется ряд недостатков, сказывающихся на удобстве пользования системой как поставщиками, так и заказчиками. Главной проблемой контрактной системы является формализм, зацикленность на правильном выполнении процедур, а не на эффективности деятельности.

В частности, сохраняется высокий уровень издержек, связанный с оформлением контракта для типовых некрупных закупок. Зачастую оформление такого контракта требует больше ресурсов и времени, чем его исполнение, что ограничивает доступ малых и средних предприятий к госзакупкам и, соответственно, сдерживает развитие бизнеса. При этом эксперты напоминают, что доля госзакупок в ВВП страны составляет 8% и является одной из крупнейших отраслей экономики. Таким образом, в условиях цифровизации госзакупки могут стать одним из основных драйверов роста малого и среднего предпринимательства, доля которого в ВВП страны согласно Стратегии развития МСП должна вырасти до 40% к 2030 г. с текущих 20%.

Одним из решений проблемы должен стать единый каталог товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ). Необходимость наличия такого каталога предусмотрена основным законом, регулирующим госзакупки, – 44-ФЗ, в соответствии с которым было принято постановление правительства, утвердившее правила формирования и ведения КТРУ. На сегодняшний день ведется работа над включением в каталог данных о медицинских изделиях, которая должна быть завершена до 1 декабря 2017 г. Тогда же должны быть подготовлены предложения о переносе опыта формирования каталога медицинских изделий на все остальные госзакупки. 

Представитель Минфина, начальник отдела информационного обеспечения в сфере закупок департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Виктория Цыбульская на совещании рассказала, что все работы над каталогом ведутся в соответствии с утвержденной «дорожной картой». В настоящее время разрабатывается классификатор потребностей заказчика в зависимости от отрасли и рынка товаров и услуг. Особое внимание, по ее словам, уделяется рынку медицинских товаров и услуг.

Однако, как отметили эксперты, темпы формирования каталога являются недостаточными, и есть существенный риск того, что в установленные сроки он сформирован и интегрирован в ЕИС не будет. На сегодняшний день сформировано около 2 тыс. позиций классификатора медицинских изделий из существующих около 10 тыс. Учитывая, что доля рынка медицинских изделий во всех госзакупках составляет лишь 4%, то вероятность завершения работы над единым каталогом в отношении всех товаров, работ и услуг даже в среднесрочной перспективе крайне низка. Представители ответственных за формирование КТРУ федеральных ведомств в свою очередь затруднились ответить на вопрос, когда именно работа над каталогом будет завершена.

Эксперты связывают эту ситуацию с тем, что технологии, используемые при формировании КТРУ, недостаточно эффективны. Сбор и ввод данных происходит вручную, а описание и детализация товаров и услуг слишком сложны и запутанны. При этом на рынке IT-услуг существует множество коммерческих продуктов, которые могут решить указанные задачи за более короткий срок времени и с меньшими издержками. «На рынке есть решения, позволяющие обеспечить автоматический ввод данных, а также их синхронизацию с другими информационными системами и базами, что существенно ускорит процесс формирования КТРУ», –  отметил эксперт рабочей группы «Честная и эффективная экономика», генеральный директор Фонда цифровых платформ Владимир Румянцев.

Следующим этапом перехода госзакупок на цифровую модель должно стать создание на базе КТРУ маркетплейса – электронного магазина с большим количеством поставщиков – для закупок типовых товаров. Это позволит 370 тыс. закупщикам избавиться от бюрократии при закупке мелких партий товаров, а всем производителям и поставщикам существенно снизить издержки как на доступ к рынку регулируемых закупок (особенно это актуально для представителей малого и среднего предпринимательства), так и на поиск контрагентов. Однако, учитывая темпы формирования КТРУ, вопрос создания маркетплейса также может быть отложен на существенный срок.

«В этом вопросе необходимо синхронизировать действия различных органов власти, таких как Минфин, Федеральное казначейство, Министерство экономического развития, ФАС и др., а также всех участников системы госзакупок, в том числе бизнеса. Кроме того, не стоит забывать, что перед экономикой также стоит задача по развитию электронной торговли, существенной частью которой также являются государственные закупки. Соответствующие программы уже разрабатываются Минпромторгом», – резюмировал Владимир Румянцев. Представители федеральных органов исполнительной власти согласились совместно с экспертами ОНФ продолжить диалог по выработке предложений по скорейшей цифровизации госзакупок.

0
0
0
node-58125- Выбрать регион
Бесплатное приложение
для Android и iOS