Позиция

Член Центрального штаба ОНФ, председатель регионального общественного движения по защите прав собственников жилья «Наш дом», эксперт рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни»

Калинина: Необходимо предусмотреть в законодательстве особый статус для ТОС

18 октября 2017 года, 14:36

Возможность наделить территориальное общественное самоуправление (ТОС) особым статусом позволит сохранить гибкость и специфику таких объединений жителей, считает член Центрального штаба ОНФ, эксперт рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» Светлана Калинина. При этом, по словам эксперта, важно также предусмотреть возможности юридической регистрации ТОС не только через органы министерства юстиции, но и по месту жительства, что значительно облегчит регистрацию для удаленных регионов.

Эксперты Народного фронта неоднократно отмечали, что особую форму организации граждан, какой являются ТОСы, нельзя превращать ни в «филиал» местной администрации, ни в общественную организацию с формализованным членством и обязательными взносами. Исторически территориальные общественные самоуправления сложились по всей стране в различных формах, которые зависели от потребностей жителей на местах. И в настоящее время они отличаются как по задачам, так и по охвату жителей. Вместе с тем важно помнить, что ТОСы – это прежде всего проводники инициатив граждан.

Однако, как отметила Светлана Калинина, в случае образования юридического лица ТОС подлежит государственной регистрации именно как НКО, причем в форме общественной организации, что определено Гражданским кодексом РФ. У территориальных самоуправлений при этом появляется возможность ведения финансовой деятельности, поэтому к ТОСам со статусом юридического лица установлены более строгие требования по созданию и ведению финансовой деятельности.

«С одной стороны, это способствует усилению ответственности и контроля за деятельностью органов управления ТОС со стороны его членов, развитию инициативы граждан и установлению более четкой процедуры по учету участников, а также порядку включения и исключения членов из ТОСа, – пояснила Калинина. – Главный плюс – объединение получает возможность получать гранты от государства. Однако при этом возникает требование формализованного членства, которое сильно ограничивает масштаб ТОС и фактически превращает их в микроскопические объединения граждан в пределах одного подъезда или малоэтажного дома. Но для этих целей в городах, в принципе, уже существуют ТСЖ. Создать ТОС из нескольких сотен жителей микрорайона в этой ситуации становится практически невозможно. Кроме того, это противоречит статусу ТОС как самоорганизации граждан, имеющей массовый характер и открытой для всех жителей определенной территории – двора, улицы, микрорайона или села».

Еще один барьер – невозможность юридической регистрации ТОС по месту жительства. Сегодня это можно сделать только через Минюст и его отделения в столицах регионов. Во многих регионах, например в Сибири и на Дальнем Востоке, в которых отдельные населенные пункты расположены на расстоянии 500–700 км от областного центра, сложно добраться до столицы. Таким образом, это создает существенные препятствия на пути регистрации ТОС как юридического лица. Поэтому, по мнению эксперта, стоит предусмотреть возможность регистрировать ТОС на уровне Федеральной налоговой службы или МФЦ по месту жительства, передав им соответствующие полномочия.

Усложняет создание ТОС также требование о необходимости предусматривать в уставах имущество стоимостью не менее 10 тыс. руб. (при намерении осуществлять приносящую доход деятельность). Кроме того, при регистрации ТОС возникает необходимость нотариально заверять документы и оплату госпошлины (сумма может превышать 10 тыс. руб.), что также не благоприятствует деятельности территориального самоуправления, особенно в сельской местности.

«Эти барьеры нужно устранить, если мы хотим помогать гражданам решать проблемы их двора, дома или микрорайона, объединившись в ТОСы. Необходимо уйти в законодательстве от формата общественной организации, потому что он не учитывает особенностей территориальных самоуправлений. Поэтому стоит прописать ТОС в законе как отдельную организационно-правовую форму. Кроме того, если у муниципалитета есть свободные помещения, можно предусмотреть возможность выделить их в безвозмездное пользование для деятельности ТОС, прежде всего для проведения собраний жителей», – подчеркнула Светлана Калинина.

0
0
0
node-57695- Выбрать регион
Бесплатное приложение
для Android и iOS