Позиция

Эксперт Центра ОНФ по мониторингу технологической модернизации и научно-технического развития, доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», создатель курса ФРИИ по интернет-предпринимательству

Зобнина: Система среднего профессионального образования в цифровую эпоху должна быть модульной

28 августа 2017 года, 18:00

Принятая в конце июля правительством России программа «Цифровая экономика» уделяет заметное внимание вопросу подготовки кадров. Во многом эту работу предстоит взять на себя нынешней системе высшего и среднего профессионального образования, для чего им придется подвергнуться существенной перестройке. О том, в каком направлении она должна идти, накануне 1 сентября – Дня знаний – рассказала эксперт Центра ОНФ по мониторингу технологической модернизации и научно-технического развития, доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», создатель курса ФРИИ по интернет-предпринимательству Маргарита Зобнина.

«Требования цифровой экономики – это прежде всего требования к новым компетенциям: критическому анализу информации, умению находить и анализировать знания, общаться с другими людьми, –отметила Маргарита Зобнина. – В цифровую эпоху нужно уметь сотрудничать с разными компаниями, чтобы из них, как из кубиков «Лего», собирать разные проекты. Это хорошо видно на примере нашего курса интернет-предпринимательства. Если бы мы просто сами сделали его и сами преподавали, то мы бы надорвались, а сейчас благодаря тому, что мы сумели привлечь к проекту еще 135 вузов по всей России, удалось распространить этот курс на всю страну».

То, что для современного человечества гораздо важнее получать новые знания и навыки, очевидно для всех, кто ставит перед собой задачу скорейшего развития цифровой экономики. Но во многом, как считает Маргарита Зобнина, скорость этого процесса зависит от скорости, с которой готова перестраиваться национальная система образования: «Университеты сегодня остаются такими же, какими были век или два назад, что совершенно не соответствует требованиям времени. Отсюда переход к онлайн-образованию и масштабная критика системы образования. Преподаватель привык воспринимать себя как единственный источник знаний, но сегодня он – всего лишь один из таких источников: невозможно одному человеку знать столько, сколько знает весь Интернет. Преподаватель становится не проводником знаний, а инструментом их выбора: ему надо научить своих учеников искать и анализировать эту информацию».

В этом направлении и надо развиваться российской системе высшего и среднего профессионального образования, чтобы достичь целей, поставленных в программе «Цифровая экономика». Среди них есть и такая: к 2024 г. количество выпускников высшего и среднего профессионального образования, обладающих ИТ-компетенциями на среднемировом уровне, должно составлять 800 тыс. человек в год.
«Достичь заявленного показателя можно прежде всего за счет популяризации ИТ-специальностей, – считает Маргарита Зобнина. – Но нужно понимать, что это даст отложенный эффект, поскольку затронет только тех, кто придет обучаться ИТ-специальностям через год-два-три, а недостаток специалистов ощущается уже сейчас и очень остро. С этим можно работать, организуя систему дополнительного офф- и онлайн-образования. Причем это даст не только экономический, но и существенный социальный эффект, потому что, скажем, для инвалидов или детей-сирот это прекрасный шанс встроиться в цифровую экономику. Но сейчас, к сожалению, большинство курсов в этой сфере недоступны для этих социальных групп, поскольку ориентированы на не имеющих проблем с социализацией жителей крупных городов».

До сих пор представление об ИТ-специальностях зиждилось на получении исключительно высшего образования в этой сфере, но программа «Цифровая экономика» однозначно ставит задачу распространения системы образования в этой сфере на систему среднего профессионального образования. А она, как считает Маргарита Зобнина, обладает гораздо большей гибкостью, чтобы быстрее откликнуться на эти требования.

«Система среднего профессионального образования в цифровую эпоху совершенно точно должна быть модульной, – поясняет эксперт. – Человек выбирает себе курсы на ближайший год. Причем он может проходить модули с людьми других курсов или годов обучения, что повышает рентабельность образовательного учреждения. Можно открывать эти курсы для внешней аудитории, что даст возможность СПО заработать и для внешних аудиторий возможность получить те навыки и знания, которые им необходимы».

В этих условиях одним из ключевых становится вопрос подготовки преподавательских кадров, которые смогут развивать у студентов вузов и колледжей востребованные в цифровую эпоху компетенции.

«Преподаватели часто рассказывают, что они начали интересоваться ИТ и интернет-предпринимательством потому, что к ним приходили студенты и спрашивали, как им развивать свой бизнес, – рассказывает Маргарита Зобнина. – Современные студенты, пожалуй, гораздо активнее в интернет-предпринимательстве, чем некогда были их нынешние преподаватели. И это дает нашей системе образования уникальный шанс на качественный рывок, потому что если человек начинает бизнес во время учебы, он гораздо больше заинтересован в новых знаниях, и такое образование не только гораздо интереснее, но и эффективнее».

На этом подходе и построен курс обучения интернет-предпринимательству для системы среднего профессионального образования, разработанный при непосредственном участии Маргариты Зобниной: «Он заключается в том, что студент при поддержке преподавателя создает свой реальный интернет-бизнес, который развивает на основе получаемых знаний, немедленно обучаясь применять их на практике. В отличие от вузовского курса в курсе для СПО нет, например, обучения финансовой модели, поскольку она требует серьезного экономического образования. Вместо этого учащиеся получают, с одной стороны, упрощенную, а с другой стороны – необходимую информацию о финансовой части проекта».

Примечательно, что опыт распространения вузовской программы интернет-предпринимательства на систему среднего профессионального образования можно рассматривать как рабочую модель построения единой системы ИТ-образования, о которой идет речь в программе «Цифровая экономика». «Принципы курса и методология одна и та же, преподаватели и для вузов, и для среднего профессионального образования готовятся вместе, потому что нередко преподаватели вузов работают в колледже или школе. И сама такая идея родилась как раз из прямых запросов обучавшихся у нас преподавателей», – отмечает Маргарита Зобнина.

Эту позицию полностью поддерживает и руководитель Центра мониторинга НТР Анна Заборенко: «На национальном уровне сегодня в области ИТ-образования и подготовки кадров для цифровой экономики есть большое количество различных отдельных инициатив, очень разрозненных, неоднородных по качеству. Но системного подхода к развитию этой сферы нет: каждый подходит к нему, решая свою отдельную задачу. Пока это будет так, цифровую экономику мы не создадим. Поэтому имеет смысл объединить все ныне существующие инициативы или как минимум в постоянном режиме анализировать их и поддерживать. Развитие ИТ-образования должно держаться не на отдельных энтузиастах, а опираться на серьезную, постоянно работающую систему, ориентированную на перспективу».

0
0
0