ОНФ намерен выявить среди ведущих российских банков те, которые навязывают клиентам страховые услуги при кредитовании

1 августа 2017 года, 15:28

Эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков» планируют изучить схемы подключения клиентов кредитных организаций к договорам коллективного страхования и выявить механизмы навязывания этой услуги в банках. Сама по себе эта услуга может быть полезной в отдельных случаях, но не в такой конструкции, считают эксперты Народного фронта. Проект «За права заемщиков» проверит ТОП-20 российских банков на предмет навязывания страховых услуг, результаты мониторинга будут направлены в Банк России.

В Народном фронте считают, что банки повсеместно используют форму коллективного договора, чтобы обойти указания Центробанка РФ о минимальных требованиях к условиям осуществления отдельных видов добровольного страхования, которая позволяет в пятидневный срок отказаться от договора страхования с возвратом страховой премии страхователю. Тем самым банки дополнительно зарабатывают на заемщиках, не оказывая при этом никаких услуг по страхованию рисков.

Предполагалось, что указание Центробанка, касающееся добровольного страхования, станет реальным инструментом защиты прав заемщиков. Но после его вступления в силу, по данным экспертов, увеличилось число заключения коллективных страховых договоров.

Активисты Общероссийского народного фронта считают, что связь этой страховой активности с документом ЦБ очевидна, поскольку на коллективное страхование не распространяется так называемый «период охлаждения», в течение которого клиент вправе отказаться от страхового договора и получить обратно свои деньги.

По закону обязанность иметь страховку предусматривается в случаях с залоговым кредитованием, при этом речь идет только о страховании залога. Но банки навязывают страхование жизни и здоровья по договорам коллективного страхования. Заемщики жалуются на отсутствие возможности получить взаймы деньги без согласия на услугу подключения к программе страхования. При этом о возможности отказа от страховки речь не идет. Такая навязанная страховка может увеличить общую стоимость кредита для заемщика на 10–20%. Кроме того, кредитные специалисты часто указывают, что отказ от страхования может повлечь за собой отказ в кредите.

По данным экспертов проекта «За права заемщиков», жалобы на навязывание дополнительных услуг в банках занимают лидирующее место по числу обращений, «сместив» с верхней ступени пьедестала жалобы на взыскателей долгов. За 2016 г. было проанализировано свыше 4 тыс. обращений потребителей финансовых услуг, из которых 38% было связано с навязыванием дополнительных финансовых услуг, в том числе страховок.

«Навязанная страховка, к сожалению, уже превратилась в привычную практику для большинства участников финансового рынка. Существенная часть страховой премии при этом – доход кредитной организации. Формально навязывание услуги запрещено, но это никого не останавливает. И речь здесь идет о миллиардах. Все об этом знают: и потребитель, и участники рынка, и эксперты, и регуляторы. А что толку? На самом деле такая ситуация – позор для российского финансового рынка. Мало того что гражданину незаконно навязывают страховку, так еще и лишают его законного права от нее отказаться. Народный фронт проверит ТОП-20 российских банков на предмет навязывания страховых услуг. Обзор по итогам этого мониторинга с детально разобранными механизмами некорректного зарабатывания денег будет направлен в Банк России. Я уверен, что эту практику можно и нужно искоренить, не дожидаясь становления института поведенческого надзора», – отметил руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.

0
0
0
node-54303- Выбрать регион
Бесплатное приложение
для Android и iOS