Эксперты ОНФ: Половина опрошенных родителей считают, что волонтеры могут быть организаторами детских кружков и секций

17 мая 2017 года, 16:46

Волонтеры способны значительно повысить доступность дополнительного образования детей – так считают 50% родителей, опрошенных в ходе мониторинга, проведенного экспертами рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» совместно с фондом «Национальные ресурсы образования» в марте-апреле в 85 регионах. Родители готовы доверить своих детей как профессионалам-добровольцам из разных сфер деятельности, так и увлеченным и одаренным людям, способным дать им полезные знания и навыки. В числе таких педагогов они видят преимущественно старшекурсников и выпускников педагогических вузов и колледжей.

За участие волонтеров в реализации программ допобразования высказались 11 тыс. родителей из 22,5 тыс. принявших участие в мониторинге.

«Наше исследование показало, что наличие лицензии у кружка и педагогического образования у преподавателя – далеко не основной показатель удовлетворенности родителей организацией дополнительного образования. Главное, чтобы педагоги были интересны детям, их программы были содержательны, современны и разнообразны», – отметила руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности», зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. Она пояснила, что только треть опрошенных родителей полностью довольны содержанием допобразования. Остальные отмечают недостаток разнообразия программ и направлений подготовки.

По данным Росстата, в 2016 г. наиболее посещаемыми были кружки в области искусств (30,9%), социально-педагогической направленности (21,2%) и спортивные секции (18,6%). Значительно меньше детей было охвачено занятиями технической, естественно-научной, туристическо-краеведческой направленности, а также предпрофессиональными программами.

При этом, как показал мониторинг ОНФ, потребности детей и их родителей значительно выше. Так, бесплатно водить детей в кружки творческой направленности выразили желание 46% родителей: 9,4% – на танцы, 6,9% – на рисование, 6,2% – на иностранные языки, 6% – на домоводство и 4,7% – на музыку.

Бесплатные спортивные секции выбирают для своих детей 30% опрошенных: 7,4% – плавание, 5,4% – волейбол, 4,3% – аэробику, 3,9% – гимнастику, 3,3% – футбол. За кружки технической направленности выступили 12% родителей: 6,5% – за робототехнику, 2,3% – компьютерные кружки, 1,8% – конструирование и макетирование.

Вот некоторые комментарии участвовавших в опросе ОНФ родителей: «Нет кружков в городе, которые интересны моему ребенку, а именно – технической направленности: авиамоделирования, судомоделирования, робототехники», «Мои дети хотели бы заниматься в инженерно-технических кружках, но в городе нет выбора, а станция юных техников давно закрыта».

«Поскольку большинство детей не вовлечены в кружки технической направленности, шансы, что в будущем они выберут профессию инженера или проектировщика, невелики, хотя страна остро нуждается в высококвалифицированных инженерных и рабочих кадрах», – прокомментировала ситуацию Духанина.

Особую озабоченность вызывает состояние обучения по предпрофессиональным программам детей с особыми потребностями. Росстат сообщает, что в 2016 г. только 1,3% детей-инвалидов и 0,4% детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) были вовлечены в профориентационные программы в области искусств. Чуть лучше дела обстоят с техническими и естественно-научными кружками. Но в целом, по словам экспертов, из-за низкого охвата предпрофессиональными программами снижаются возможности для таких детей стать в будущем художниками, архитекторами, музыкантами, математиками, физиками.

«Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Людвиг ван Бетховен были людьми с ОВЗ, но при этом с невероятными способностями. И сегодня среди особых детей, конечно же, есть высокоодаренные ребята. Обучение дается им тяжелее в силу физических особенностей, поэтому мы должны приложить максимум усилий, чтобы помочь им раскрыть свои способности», – подчеркивает Духанина.

По мнению родителей, профориентационные дополнительные программы помогают детям ориентироваться в мире профессий (21% опрошенных) и осознанно выбирать место учебы (23%). Кроме того, на занятиях ребенок пробует себя в разных сферах (56%), развивает навыки жизни в современном мире (26%), расширяет пространство общения (40%). Это общение не только со сверстниками, но, прежде всего, с руководителем кружка, у которого дети перенимают навыки, учатся трудолюбию.

В связи с этим многие родители хотели бы, чтобы с их ребенком занимался близкий по возрасту и интересам будущий специалист, даже если он не имеет законченного образования. Так, родители из Белгородской области предлагают: «Для волонтерской работы необходимо привлекать молодых специалистов из вузов или колледжей для прохождения педагогической практики».

«Дети тянутся к молодежи, которая умеет говорить с ними на одном языке, у которой есть свежие творческие идеи и стремление воплотить их в жизнь. Сегодня, по данным Росстата, в составе педагогов допобразования преобладают специалисты в возрасте 45–54 лет. Хотелось бы, чтобы наряду с опытными преподавателями кружки и секции вели молодые профессионалы и студенты-старшекурсники, которые уже преуспели в определенных областях», – отмечает Духанина.

По словам родителей, дети хотели бы заниматься с образовательными волонтерами в спортивных секциях (11% опрошенных), кружках по танцам (7%), рисованию (6,6%), искусству (6%) и туризму (7%).

Также, по мнению опрошенных, волонтеры могли бы заинтересовать детей занятиями по истории театра, актерскому мастерству, робототехнике, музыке (по 3%). Родители доверяют волонтерам обучение детей языкам, программированию, моделированию, конструированию, макетированию, вокалу, хору, керамике, шахматам, плаванию, футболу, экологии.

«У нас во дворе работают студенты-волонтеры на детских игровых площадках. Они играют с детьми в спортивные, интеллектуальные и творческие игры, и это очень здорово. Нужно развивать данное направление», – сообщила одна из родительниц из Томской области. Из Иркутской области пишут о важности работы волонтеров с детьми-сиротами.

«В рамках проекта ОНФ «Равные возможности – детям» образовательные волонтеры Российского союза сельской молодежи уже готовы проводить бесплатные занятия для детей в возрасте от 8 до 17 лет в девяти регионах: Ленинградской, Астраханской, Воронежской, Рязанской, Московской областях, Красноярском крае, Дагестане, Чечне и Мордовии. Это кружки физкультурно-спортивной, эколого-биологической и творческой направленности. Открыты секции по волейболу, баскетболу, футболу, боксу, единоборствам, другим спортивным дисциплинам. Есть занятия по кролиководству, предпринимательству, бисероплетению, плетению корзин, обработке меха и т.д», – сообщила член Центрального штаба ОНФ, председатель Российского союза сельской молодежи Юлия Оглоблина. По ее мнению, участие волонтеров в проекте «Равные возможности – детям» помогает молодежи, преимущественно сельской, внести свой вклад в развитие родного края.

Задачи, на решение которых направлены данные кружки, отвечают пожеланиям опрошенных родителей. Это укрепление здоровья, формирование навыков труда, общения и бесконфликтного поведения, патриотических и гуманных личностных качеств, а также получение знаний, которые не дает обычная школа.

Некоторые родители сами выражают желание заниматься волонтерской деятельностью. «Я имею высшее образование, работаю инженером ПТО, и у меня есть желание работать с детьми в качестве волонтера, например вести кружок. Очень бы хотелось, чтобы реализовали проекты с предоставлением людям разных профессий возможности развивать детей», – сказал один из родителей в городе Черняховске Калининградской области.

«Движение образовательного волонтерства под эгидой ОНФ набирает обороты. Отрадно, что многие родители разделяют эту идею. Мы не упустим возможности участия в проекте «Равные возможности – детям» активной молодежи, которая готова вкладывать свой талант и энергию в развитие детей. Перед проведением занятий все волонтеры пройдут собеседование с координатором проекта по вопросам образования, квалификации и опыта работы с детьми, а также обучение и аттестацию. Родители должны быть уверены, что с их ребенком занимаются специалисты, которые любят детей и готовы взять на себя ответственность за их воспитание», – заключила Любовь Духанина. 

0
0
0