Позиция

Член Центрального штаба ОНФ, президент образовательного холдинга «Наследник», руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности», депутат Государственной думы

Духанина: Надо пересмотреть процедуру принятия решения о включении учебников в федеральный перечень

15 мая 2017 года, 15:15

Процедуру принятия решения о включении учебников в федеральный перечень и исключении необходимо пересмотреть и усовершенствовать, считает руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности», депутат Госдумы Любовь Духанина. Такое мнение она высказала корреспонденту сайта ONF.ru.

Как сообщает газета «Известия», педагоги просят Министерство образования и науки России пересмотреть порядок утверждения федерального перечня учебных пособий. В частности, Ассоциация учителей литературы и русского языка направила два письма министру образования и науки России Ольге Васильевой. В первом –  глава исполкома ассоциации Роман Дощинский сообщает, что из-за ошибочного и абсолютно формального решения министерства школы лишились хороших учебников по русскому языку, во втором – по литературе.

Федеральный перечень формирует научно-методический совет по учебникам под председательством министра образования на основании положительных экспертных заключений не реже чем раз в три года. Однако последнее такое заседание прошло в 2014 г. Затем было решено продлить срок действия принятых тогда документов еще на два года – до пяти лет.

Во-первых, потому что нормативный срок хранения учебника в школьной библиотеке составляет пять лет. Во-вторых, сейчас идет процесс внесения изменений в федеральные образовательные стандарты, и пока он не закончился, перечень учебников лишний раз решили не пересматривать.

Больше всего педагогов тревожит излишняя формализация процесса включения учебников в федеральный перечень. Так, единственной причиной невключения в список ряда уже зарекомендовавших себя учебников стало то, что документы на их включение в перечень поступили после установленного порядком срока (после 15 февраля 2014 г.). Де-факто такая процедура отсекает школьников от действительно хороших учебников, о которых положительно отзываются большинство профессионалов.

«Действительно, сегодня необходимо пересмотреть процедуру принятия решения о включении учебников в федеральный перечень. В первую очередь, экспертизу на предмет правильности научных оснований предметов должна проводить Российская академия наук. Второй этап – за Российской академией образования, где должна быть проведена экспертиза на предмет методики преподавания предмета. И, наконец, третий этап – общественно-профессиональная экспертиза. Причем важно, чтобы она проходила не только на рабочем месте эксперта, но и в школах. На это должно отводиться достаточно времени для того, чтобы учителя-практики совместно с экспертами и детьми смогли провести апробацию учебников», – пояснила Духанина.

Она также добавила, что сегодня апробация проходит очень быстро, что не позволяет ее сделать качественной. «Именно поэтому механизм экспертизы учебников и замещения их в федеральном перечне рекомендуемых для школьного образования должен быть уточнен», – заключила депутат Госдумы.

0
0
0