Мониторинг ОНФ показал, что дополнительное образование остается недоступным для каждого третьего ребенка

11 мая 2017 года, 17:32

Более 11 тыс. детей из 36 тыс. охваченных мониторингом ОНФ в 85 регионах не имеют возможности получать дополнительное образование. По мнению родителей, опрошенных в рамках проекта ОНФ «Равные возможности – детям», основные причины – уменьшение количества доступных бесплатных кружков и нехватка у семьи денежных средств. Результаты проведенного мониторинга будут отражены на всероссийской карте доступности дополнительного образования, которая формируется в рамках проекта ОНФ «Равные возможности – детям».

В ходе мониторинга, проведенного в марте – апреле Фондом «Национальные ресурсы образования» совместно с региональными отделениями ОНФ было опрошено 22,5 тыс. родителей, около 10% из которых воспитывают трех и более детей. Его результаты показали, что 34% детей не получают дополнительное образование, причем только 5% из них – по собственному желанию из-за отсутствия свободного времени и наличия других увлечений.

Чаще всего семьи не имеют возможности выделить в семейном бюджете средства на дополнительное образование и не могут записаться в бесплатные кружки, потому что все места уже заняты. Допобразование недоступно из-за финансовых затруднений или удаленности от образовательной организации для каждой пятой семьи с одним ребенком. На схожие проблемы указывают и родители с двумя детьми, которые в 21% случаев могут дать допобразование только одному ребенку. Мониторинг показал, что только 43% детей получают дополнительное образование полностью на бесплатной основе, причем некоторые из них посещают два, три, а иногда и четыре бесплатных кружка, в то время как 28% детей занимаются полностью платно. Остальные, как правило, либо оплачивают занятия частично, либо совмещают посещение платных и бесплатных кружков.

Опрошенный родитель из поселка Пятиккя Республики Карелия рассказал: «Везти ребенка в ФОК приходится за 40 км. За месяц на бензин тратим 4 тыс. руб. плюс возим ребенка в детсад, это еще 52 км в день. С осени надо определять младшего в какой-нибудь кружок. Для нас детсад, дорога и кружки очень дороги». Один из родителей из города Острогожска Воронежской области подчеркнул, что все кружки удалены от места жительства, а общественный транспорт ходит плохо, до некоторых учреждений нет прямого автобуса.

С увеличением количества детей в семье доступность дополнительного образования, как правило, снижается: в 14% семей с двумя детьми ни один ребенок не получает допобразование, и только в 32% семей с тремя и более детьми все дети посещают кружки и секции. «У меня восемь детей от года до 10 лет. Мне не осилить оплату кружков для каждого. А очень хотелось бы посещать занятия, у всех разные интересы и способности», – говорит многодетная мама из Ярославля. На финансовые барьеры указали также многодетные родители из Улан-Удэ, Уфы, Кызыла, Великих Лук, Калининграда, Республики Марий Эл.

В среднем за допобразование одного ребенка семья платит 2,6 тыс. руб. в месяц, за двоих – около 3 тыс. Расходы многодетных семей начинаются от 6,5 тыс. руб. в месяц. 30% родителей сообщают об отсутствии бесплатных кружков, еще 19% говорят об отсутствии доступной информации о таких кружках: это в том числе респонденты из Иркутской, Кемеровской областей, Республик Крым и Коми. При этом доля платных кружков в отдельных районах крупных городов достигает 75%. Такая информация получена из Чебоксаров, Перми, Иркутска, Сыктывкара, Великого Новгорода, Омска, Барнаула, Батайска, Волжска. Об остром дефиците доступных кружков и секций для дошкольников сообщают из Перми, Рязани, Москвы.

Есть и населенные пункты, в которых детям после занятий в школе вообще некуда податься. Об этой проблеме говорят жители преимущественно малых городов и сельской местности (поселок Рускеала, Карелия; поселок Искателей, Ненецкий автономный округ; деревня Черная Речка, Томская область; пгт Вырица, Ленинградская область, и т.д.).

«В ходе нашего исследования мы получили много острых комментариев от родителей, которые переживают за будущее своих детей, и немало интересных соображений, как сделать дополнительное образование более доступным, – отметила координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», депутат Госдумы Любовь Духанина. – Многие готовы брать дело в свои руки. Не только родители, но и бабушки и дедушки говорят, например, о важности развития образовательного волонтерства, о своей готовности вести занятия по основам инженерии, домоводству, занятия для детей-инвалидов. Все, что им нужно, – это помещение и отсутствие лишней волокиты».

По словам Духаниной, там, где нет возможности иметь постоянно действующие бесплатные секции, родители предлагают открывать кружки выходного дня в ближайшем населенном пункте или же организовывать выезд преподавателей к месту жительства детей. Таких форм работы может быть множество, большая часть из них уже отработана и нуждается в тиражировании. 

Во время опроса родители указывали, что получению дополнительного образования мешает низкий уровень материально-технической базы образовательных организаций, отсутствие преподавателей, информации о кружках в населенном пункте, занятий для детей определенного возраста. Большинство секций предназначено для детей с шести-семи лет. Для детей с четырех лет есть общеразвивающие занятия, но очередь туда расписана на три года вперед. Для малышей до четырех лет вообще ничего нет. Еще одна проблема – несоответствие в населенном пункте имеющихся кружков интересам ребенка. Так, родители жалуются на дефицит кружков технической направленности: авиамоделирования, судомоделирования, робототехники и т.д.

Отдельный вопрос – необходимость обеспечения доступной среды у организаций допобразования. Ее отсутствие для детей-инвалидов и детей ОВЗ отметили респонденты из Пермского края, Республики Коми, Челябинской, Оренбургской областей: не хватает дополнительного образования для таких детей, очень актуальна проблема физической доступности на объекты допобразования. В Перми, за редким исключением, попасть в здания, где проводятся занятия, практически невозможно: нет пандусов, подъемников, лифтов, расширенных по ГОСТу дверных проемов и т.д.

Мама из Челябинской области рассказала: «У меня особый ребенок, и крайне сложно найти для него педагогов, мы занимаемся специальным видом терапии – ABA-терапией, она очень эффективна для особых деток, но за все приходится платить, т. к. государство может предложить только занятия в саду с дефектологом продолжительностью семь минут, а с такими детьми нужно заниматься гораздо больше».

«Родители настаивают на высокой важности для них дополнительного образования – для физического и интеллектуального развития детей, их личностного роста, формирования будущего гражданина. Для многих из них важнее, чтобы ребенок проводил больше времени в кружках по интересам, чем за дополнительными занятиями по предметам в школе. Именно с кружками и секциями семьи связывают осознанный выбор будущего места учебы. Дополнительное образование позволит ребенку попробовать себя в разных сферах, получить основы выбора профессий, создаст новое пространство общения. Родители хотели бы, чтобы дети получали первые навыки жизни в современном мире, уроки финансовой грамотности. Недостатки, указанные ими, тормозят достижение этих целей», – отметила Любовь Духанина.

Она рассказала, что результаты проведенного мониторинга будут отражены на всероссийской карте доступности дополнительного образования, которая формируется в рамках проекта ОНФ «Равные возможности – детям». Будет также продолжена работа над внедрением ключевых механизмов повышения доступности дополнительного образования – партнерства общества и власти в вопросах образовательного волонтерства, привлечении работодателей, внедрении персонифицированного финансирования.

В ОНФ также напомнили, что согласно «майскому указу» президента России, лидера Общероссийского народного фронта Владимира Путина к 2020 г. необходимо охватить дополнительными общеобразовательными программами не менее 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет, причем половина из них должны обучаться за счет федерального бюджета.

 

0
0
0