В ОНФ считают необходимой разработку механизма, объединяющего проекты допобразования, программы вузов и работодателей

5 апреля 2017 года, 15:04

Центр мониторинга технологической модернизации и научно-технического развития ОНФ провел в Москве экспертное заседание «Человеческий капитал в цифровой экономике». Участники мероприятия обсудили стратегические шаги по формированию механизма образовательных траекторий в системе дополнительного образования. Эксперты считают, что такой механизм позволит выстроить тесные связи между образовательными проектами и работодателями в условиях изменяющегося рынка труда.

Встреча экспертов Центра мониторинга НТР и Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) с представителями проектов в области дополнительного образования состоялась в рамках разработки моделей адаптации населения к технологическим изменениям, что позволит обеспечить экономику востребованными кадрами в условиях цифровизации. Член Центрального штаба Народного фронта, директор Фонда развития интернет-инициатив Кирилл Варламов обозначил ключевые вызовы, которые ставит внедрение цифровых технологий перед рынком труда. Он напомнил, что, по прогнозам ФРИИ, технологический прогресс коренным образом отразится на состоянии 26 млн рабочих мест: 6 млн из них пропадут в принципе, а к другим 20 млн будут предъявляться совершенно новые требования.

«Казалось бы, это очевидный тренд при нынешней скорости развития технологий, но наш прогноз едва не вызвал фурор на Сочинском инвестиционном форуме среди чиновников и бизнесменов! Такая реакция – серьезный повод задуматься: правда ли мы готовы к тем переменам, что стоят на пороге вместе с цифровизацией? Верно ли мы представляем себе ее последствия и открывающиеся возможности? И чтобы понять, как сохранить конкурентоспособность страны в этих новых условиях, стоит задуматься: актуальна ли в принципе текущая система образования в современном мире и верно ли мы понимаем роль человеческого капитала?» – отметил Кирилл Варламов.

Руководитель Центра мониторинга НТР Анна Заборенко обратила внимание на то, что сегодня в стране существует множество специализированных образовательных проектов, которые востребованы учащимися всех возрастов. Однако дополнительное образование по-прежнему не встроено должным образом в образовательную систему. «Основная проблема состоит в том, что все элементы системы образования слабо связаны между собой. Необходимо разработать механизм, который позволил бы объединить проекты дополнительного образования, программы вузов и работодателей. Это даст нам возможность ответить на поставленные вызовы», – сказала Заборенко.

Как отметила руководитель департамента по работе с вузами НП «Лифт в будущее» Оксана Анистратенко, существует полная нестыковка между сиюминутными требованиями бизнеса и возможностями образовательной системы. «Когда мы начинаем говорить, что нужно работать со студентами с первого курса и даже со школьниками, на нас смотрят с испуганными глазами. Однако в этом году, по статистике, количество абитуриентов будет минимальным в силу демографических и других изменений. Соответственно, через пять лет нужных высококвалифицированных, молодых, талантливых, амбициозных специалистов будет катастрофически мало», – описала Анистратенко проблемы, с которыми, на ее взгляд, предстоит столкнуться работодателям.

При этом она подчеркнула, что российские вузы остаются закрытыми структурами. «Приходишь в одно место – а, это вам туда, приходишь туда – а, это вам в центр развития карьеры, а центра развития карьеры нет, идите к проректору по инновациям. И вот так пару раз походив по кругу, желание сотрудничать с вузами у компаний пропадает», – отметила Анистренко. В связи с этим участникам дискуссии было предложено обсудить использование проектов дополнительного образования в качестве связующего звена между вузами и работодателями.

Сооснователь некоммерческой организации «Продленка» Юлия Щукина призвала обратить отдельное внимание на суть и содержание обучающих программ. «Сейчас существует большое количество образовательного контента. Но не хватает компоновки, агрегации этого контента, конечной цели и смысла. Работая с детьми, я вижу – учащимся очень нужна цель, им очень нужен смысл, им нужны люди, которые, например, скажут: программировать – это счастье», – подчеркнула Щукина.

Во время «мозгового штурма» по трем ключевым направлениям участники высказали свое видение того, какие преподаватели будут нужны для подготовки кадров для цифровой экономики, возможно ли формировать «непрерывную образовательную траекторию» учащихся и как повысить соответствие образовательных программ. Заместитель директора ФРИИ по образовательным проектам Вадим Малыч представил проект под рабочим названием «Талант». Он ориентирован на поддержку образовательных инициатив в целях формирования образовательных траекторий максимального количества детей и подростков. Проект предусматривает создание технологической платформы для обмена данными всех заинтересованных участников системы подготовки кадров для нужд цифровой экономики.

«Одна из первых задач, которые должен решить такой проект, – помочь современным форматам дополнительного образования выйти на отдаленные регионы, где мало возможностей пригласить известных экспертов, где не всегда достаточно ресурсов для проведения образовательных и просветительских мероприятий в новом виде. Важно предусмотреть ограничения, которые особенно характерны для небольших городов и населенных пунктов, чтобы помочь дополнительному образованию дойти до максимального количества детей. При этом следует транслировать на сферу образования опыт поддержки интернет-проектов, где точечными изменениями можно быстро добиться кратного роста», – предложил Вадим Малыч. В Центре мониторинга НТР уточнили, что реализация озвученных в ходе мероприятия предложений будет обсуждена в рамках последующих экспертных заседаний в Москве и регионах.

Напомним, что разработка программы «Цифровая экономика» поручена правительству Российской Федерации по итогам обращения главы государства к Федеральному собранию в декабре 2016 г. Тогда президент России, лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин поставил задачу запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения – так называемой цифровой экономики.

 

0
0
0
node-49184- Выбрать регион
Бесплатное приложение
для Android и iOS