Эксперты ОНФ: Порядок формирования перечня школьных учебников должен быть открытым и прозрачным

31 марта 2017 года, 17:32

Отсутствие должного внимания местных властей во многих регионах к закупке учебников – одна из причин сохраняющейся нехватки бесплатной школьной литературы. К такому выводу пришли эксперты Народного фронта по результатам анализа доклада правительства РФ о ходе выполнения соответствующего поручения президента. Эксперты рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» отметили: для того чтобы школы успевали реагировать на изменение списка учебной литературы, порядок включения и исключения учебников из него должен быть открытым и прозрачным.

В докладе правительства РФ говорится, что на начало нынешнего учебного года бесплатной школьной литературой были полностью обеспечены 77 регионов. Еще 8 регионов на тот же период эту задачу выполнили менее чем на 90%. В правительстве также сообщили, что официально к декабрю 2016 г. число таких регионов снизилось до трех. При этом региональные отделения ОНФ не спешат снимать вопрос с обеспеченностью учебниками с контроля. Так, активисты Народного фронта из Ставропольского края в конце декабря 2016 г. передали главе региона предложения по обеспечению детей бесплатной учебной литературой, в начале 2017 г. о планируемых в этой части мониторингах сообщили Челябинская область и Краснодарский край, а в Саратовской области тема обсуждалась в ходе традиционной «Педагогической пятницы».

Актуальность проблемы подтверждают и результаты всероссийского опроса учителей, проведенного региональными отделениями ОНФ совместно с Фондом «Национальные ресурсы образования». Из 5 тыс. опрошенных педагогов в 85 регионах только 74% отметили, что все учащиеся школы действительно бесплатно получают необходимые учебники. 12% респондентов сообщили, что они доступны 80–90% ученикам их школ; 5,6% учителей заявили, что полным комплектом литературы за счет школы обеспечиваются 50–80% школьников. При этом 2,5% опрошенных из 14 регионов указали, что бесплатные учебники получают менее 50% учащихся. Около 9% респондентов сообщили о том, что им приходится просить родителей школьников покупать учебники по основным предметам, и 70% – что родители вынуждены покупать рабочие тетради.

Нехватка бесплатных учебников и учебных пособий, куда согласно ГОСТ входят и рабочие тетради, во многом объясняется отсутствием в регионах единого подхода к финансовому обеспечению школьного образования. В одних субъектах РФ расходы на учебную литературу и методические пособия устанавливаются фиксированной суммой, в других – как процент от норматива оплаты труда учителей, а в ряде регионов эти расходы включены в общую сумму средств на обеспечение одного ученика и отдельно не выделяются. 

«Отсутствие единого подхода приводит к тому, что школы зачастую не в состоянии обеспечить обучающихся полным бесплатным комплектом учебников. Особенно сложно решить эту задачу малокомплектным школам. Необходимо повсеместно прийти к такой схеме финансирования образования, которая исключила бы риски в обеспечении школ бесплатной учебной литературой», – считает руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности», зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.

Как сообщают региональные эксперты ОНФ, проблему усугубляет и изменение федерального перечня учебников, на основе которого формируются региональные списки учебной литературы. Так, перечень, утвержденный Минобрнауки в марте 2014 г., изменялся на протяжении двух лет четыре раза – в июне и декабре 2015 г., а затем в январе и апреле 2016 г.

«На форуме Народного фронта в Ставрополе в январе 2016 г. шла речь о том, что школы просто не успевают угнаться за изменениями в федеральном перечне. В результате Минобрнауки приняло решение, что сформированный в 2017 г. перечень будет действовать пять лет, однако это не отменило возможности его изменять. А значит, остаются риски разрастания бюджетных затрат на приобретение новых учебников и учебных пособий. Нужно утвердить такой порядок формирования федерального перечня, который исключил бы любое вмешательство в него ранее установленного срока. Это позволит открыто, прозрачно и своевременно формировать региональные списки школьной литературы, не обременять лишними затратами местные бюджеты и родителей школьников», – отметила Духанина.

Она напомнила, что, по результатам мониторинга ОНФ, в начале текущего учебного года средние затраты родителей на приобретение учебников составили 3,4 тыс. руб. при среднем размере доходов граждан в 26,3 тыс. руб. в месяц.

«Сегодня эта проблема стоит не менее остро, особенно если учесть, что, по данным правительства, зарплата у некоторых граждан в стране порой не достигает и 8 тыс. руб. в месяц», – констатирует Духанина.

Эксперты рабочей группы ОНФ считают необходимым пересмотреть и усовершенствовать процедуру принятия решения о включении учебников в федеральный перечень и исключения из него. Необходимо и дальше повышать роль экспертиз учебной литературы, ответственность профессиональных организаций, выдающих экспертные заключения о качестве учебников. Это в полной мере относится к учебникам для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

«Важной задачей в деле обеспечения учащихся бесплатными учебниками остается своевременное и полное комплектование школьных библиотек. Правительство сообщило о разработке соответствующих методических рекомендаций еще в мае прошлого года. Мы просим ускорить эту работу и в целом действовать более энергично по обеспечению законного права обучаемых на бесплатную учебную литературу», – заключила Духанина.

0
0
0
node-49053- Выбрать регион
Бесплатное приложение
для Android и iOS