Центр НТР Народного фронта разработает систему обучения граждан навыкам, необходимым в цифровой экономике

16 февраля 2017 года, 18:36

Центр ОНФ по мониторингу технологической модернизации и научно-технического развития (НТР) разработает в 2017 г. систему обучения трудоспособного населения профессиональным навыкам, необходимым в условиях перехода на цифровую экономику. Новые образовательные форматы охватят региональные вузы, институты развития и крупнейших работодателей. Их объединение позволит обеспечить эффективную поддержку начинающим проектам, связанным с созданием цифровых технологий.

Исследования тенденций на рынке труда показывают, что в условиях цифровой экономики в первую очередь повышенным спросом будут пользоваться специалисты в области информационных технологий, разработчики программного обеспечения и аналитики данных. Учитывая возрастающую роль IT-отрасли, количество бюджетных мест по IT-специальностям в российских вузах выросло с 2014 по 2016 гг. на 70%, с 25 тыс. до 42,5 тыс. При этом Минкомсвязь России намерена последовательно увеличивать контрольные цифры приема на 15% ежегодно до 2020 г.

Однако в Центре ОНФ по мониторингу технологической модернизации и научно-технического развития отмечают, что при подготовке правительственной программы «Цифровая экономика» необходимо ориентироваться не только на текущие кадровые потребности компаний в IT-специалистах. «На основе данных Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) о возможном изменении мирового рынка труда видно, что в ближайшие 10 лет в России в связи с масштабной автоматизацией исчезнет более 6 млн рабочих мест. Еще 21,5 млн вакансий в стране потребуют от работников совершенно новых знаний и навыков. Необходимо уже сейчас сформировать ответ на вопрос: как адаптировать уже работающее население к требованиям новой экономики и куда перенаправить высвободившийся человеческий капитал», – отметила руководитель Центра мониторинга НТР Анна Заборенко.

Сегодня в мире насчитывается 18 млн работников, чья профессиональная деятельность напрямую связана с информационными технологиями. Более половины из них работают в трех странах: США, Индия и Китай. Наличие кадровых ресурсов такого масштаба позволяет создавать прорывные технологии и получать громадную технологическую ренту. В связи с этим, напоминают в Центре мониторинга НТР, президент России Владимир Путин поставил задачу сформировать условия для подготовки кадров нового уровня, чтобы обеспечить интеллектуальную поддержку отечественным высокотехнологичным проектам.

В рамках проекта по разработке новых показателей качества жизни граждан для программы «Цифровая экономика» Центр мониторинга НТР планирует запустить отдельное направление, посвященное разработке форматов обучения для трудоспособных граждан различных категорий по наиболее востребованным IT-тематикам. Различные модели будут ориентированы на студентов старших курсов, действующих работников и предпринимателей. Таким образом, образовательные программы будут предложены к внедрению не только вузам и бизнес-инкубаторам, но и центрам занятости.

В Центре отмечают, что к разработке учебных форматов и адаптированию под конкретные аудитории будут привлечены как представители педагогического сообщества, так и союзы работодателей, бизнес-объединения и ассоциации разработчиков интернет-технологий. Координатором данного направления станет доцент Высшей школы экономики и Фонда развития интернет-инициатив Маргарита Зобнина, автор учебного курса «Интернет-предпринимательство», который внедрен в 127 вузах России, Белоруссии и Казахстана.

«В процессе разработки новых моделей обучения планируется использовать принцип смешения традиционных и электронных методов преподавания. Формат курсов будет предполагать просмотр видеолекций, изучение материалов онлайн, очное и дистанционное консультирование с преподавателями и отраслевыми экспертами. Использование в обучении интернет-технологий позволит охватить максимальное количество слушателей и с учетом уровня их готовности предложить наиболее актуальные знания», – отметила Маргарита Зобнина.

Она подчеркивает, что образовательные программы будут ориентироваться именно на обучение практическим навыкам. Слушатели получат возможность создать собственные проекты и работать над их развитием в течение всего курса, представляя промежуточные результаты для оценки. По итогам они смогут презентовать свой проект преподавателям, экспертам, в том числе потенциальным инвесторам. Такой формат обучения позволит учащимся получить обязательные умения, необходимые для развития собственного бизнеса в условиях цифровой экономики.

В Центре отмечают, что в процесс обучения граждан навыкам создания высокотехнологичных проектов планируется включить около 300 отраслевых экспертов, преподавателей вузов и представителей региональных институтов поддержки. Совместно с ними будут проведены пилотные внедрения различных моделей обучения и выстраивание механизмов содействия предпринимательским инициативам. Эксперты в дальнейшем будут обучать граждан новым знаниям и навыкам в информационных технологиях. А граждане в свою очередь на основе полученных знаний получат возможность создавать стартапы в сфере IT, находить новые возможности для трудоустройства и т.д.

Предполагается, что наиболее перспективные проекты будут передаваться региональным корпорациям развития для дальнейшего сопровождения. На этом этапе начинающие высокотехнологичные предприниматели продолжат обучение в рамках взаимодействия с местными органами власти, вузами и представителями крупных компаний.

«В итоге такая экосистема позволит не только массово адаптировать население регионов к цифровой экономике, но и создать прослойку успешных предприятий, где и смогут найти работу подготовленные специалисты», – подчеркнула Анна Заборенко.

0
0
0

Главные события у вас в почте

На указанные Email будут приходить ежедневные рассылки новостей