Эксперты ОНФ: Обучение студентов-медиков по-прежнему недостаточно финансируется

31 января 2017 года, 17:02

Эксперты Народного фронта считают, что Минздрав РФ использовал не все возможности, чтобы увеличить финансирование образовательных программ студентов-медиков. За 2016 г. финансирование на эти цели было увеличено, но незначительно – на 11,8%. В настоящее время на приоритетные медицинские специальности средств выделяется практически столько же, сколько, к примеру, на специальности лесной отрасли и библиотекаря. Проблема в том, что Минздрав РФ до сих пор не определил список  медицинских специальностей, качественное обучение по которым невозможно без дополнительных финансовых вливаний.  

Президент РФ и лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин по итогам форума ОНФ «За качественную и доступную медицину!», прошедшего в сентябре 2015 г., поручил правительству внести изменения в госпрограмму «Развитие здравоохранения» и в порядок формирования госзадания для образовательных организаций высшего и среднего медобразования, предусмотрев их дополнительное финансирование. Поручение должно было быть выполнено до 1 июня 2016 г. 

Отметим, что Минобрнауки России ежегодно утверждает перечень и состав стоимостных групп специальностей и направлений образовательных программ высшего образования и подготовки научных кадров в докторантуре. В данном перечне определены три так называемые стоимостные группы специальностей и направлений подготовки, различия этих групп заключаются в стоимости обучения, заложенной на одного студента. В настоящее время специальности по здравоохранению относят ко второй стоимостной группе, финансирование которой в 2016 г. предусматривало от 70 тыс. до 81,74 тыс. руб. на одного студента. Такие же средства направляются, к примеру, на подготовку инженера, библиотекаря или же специалиста лесной отрасли.

Но, как подчеркивают эксперты Народного фронта, очевидно, что подготовить студента-медика значительно дороже, в том числе из-за обучения на специальном высокотехнологичном симуляционном оборудовании, стоимость которого для медицинского вуза составляет около 400 млн руб., а на расходные материалы требуется еще дополнительно до трети от этой суммы в год.

В середине прошлого года эксперты ОНФ совместно с представителями Минздрава РФ пришли к выводу, что увеличить финансирование на обучение студентов-медиков позволит перевод медицинского образования в третью стоимостную группу. В данном случае подушевое финансирование обучающихся увеличится на треть – до 114–133,74 тыс. руб. Однако переход всех медспециальностей по здравоохранению в третью стоимостную группу будет стоить федеральному бюджету почти 5,7 млрд руб. ежегодно. Поэтому эксперты ОНФ предложили Минздраву РФ определить те из них, качественное обучение по которым невозможно без дополнительных финансовых вливаний.  

В своем последнем докладе, поступившем в ОНФ в декабре прошлого года, правительство сообщает, что Минобрнауки России увеличил на 11,8% затраты на образовательные программы стоимостной группы, в которую входят в том числе укрупненные группы специальностей «Клиническая медицина», «Науки о здоровье и профилактическая медицина» и «Фармация». В частности, потому что стоимость реализации этих программ выше за счет расходов на содержание фантомно-симуляционного, высокотехнологичного медицинского и лабораторного оборудования, а также расходов на практическую подготовку специалистов. Однако это всего лишь часть из специальностей, которые нуждаются в увеличении финансирования.

«Нужно четко обозначить, какие медспециальности в первую очередь должны быть переведены в третью стоимостную группу. Для этого необходимо определить стоимость обучения одного студента, опираясь на все профессиональные стандарты в сфере здравоохранения. В настоящее время разработано только шесть стандартов – специалист по педиатрии, специалист в области медико-профилактического дела, младший медицинский персонал, специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик), провизор, врач-стоматолог», – сказал координатор Центра ОНФ по мониторингу качества и доступности здравоохранения, член Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы РФ Николай Говорин.

Он подчеркнул, что профстандарты в сфере здравоохранения определяют содержание деятельности и трудовые обязанности медицинских кадров, влияют на структуру учебного процесса, в том числе на количество занятий, и, соответственно, на стоимость. «Только так можно обосновать переход медицинских специальностей в другую стоимостную группу. Эксперты неоднократно подчеркивали, что это первоочередная задача для повышения качества медпомощи», – считает Говорин.

Кроме того, ранее эксперты ОНФ рекомендовали Минздраву РФ выделить покупку высокотехнологичного медоборудования и создание симуляционных центров в отдельную федеральную программу или включить траты на это в приоритетные проекты в сфере здравоохранения. Ведь стоимость обучения даже в третьей стоимостной группе не сможет покрыть расходы на медоборудование и симуляционные центры. Но пока ведомство разработало только проект, в котором заложены дополнительные средства на поддержание работы уже существующих симуляционных центров.

«Правительство не внесло изменения в госпрограмму «Развитие здравоохранения» в части финансирования, поскольку считает, что это должно делать Минобразования РФ в рамках своей программы «Развитие образования» на 2013–2020 гг. Пока договориться не получается. Необходимо продолжить работу в этом направлении, и ОНФ готов оказать любое содействие ведомствам для исполнения соответствующего поручения президента РФ», – отметил Говорин. 

0
0
0
node-46904- Выбрать регион
Бесплатное приложение
для Android и iOS