Фонд «Национальные ресурсы образования» обозначил ключевые достижения 2016 г. и определил приоритеты работы

22 декабря 2016 года, 15:05

Фонд общественного мониторинга «Национальные ресурсы образования» подвел итоги своей работы за 2016 г. Ключевыми направлениями работы стали доступность и качество образования, подготовка кадров и трудовое воспитание. Все предложения по результатам работы, в том числе по внесению изменений в законодательство, были направлены в соответствующие органы власти, сообщила президент фонда, руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности», депутат Госдумы Любовь Духанина.

Эксперты отметили, что одним из самых резонансных мероприятий стал мониторинг по выявлению проблем доступности образовательных учреждений, в том числе в сельской местности, проведенный совместно с рабочей группой ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности», региональными отделениями ОНФ и Российским союзом сельской молодежи. Оценивались их удаленность, техническое состояние, наличие коммуникаций и инфраструктуры в школах, обеспеченность питанием, бесплатными учебниками, наполняемость классов, наличие условий для обучения детей с особыми образовательными потребностями. В ходе мониторинга было выявлено, что бесплатные учебники и пособия получают, согласно ответам опрошенных, всего в 65% образовательных учреждений. При этом средние затраты родителей на приобретения учебников и пособий составили 3,5 тыс. руб. «Результаты мониторинга говорят о том, что принимаемых мер на сегодня недостаточно. Необходимо менять принцип закупок учебной литературы, исключать посредников, выделять средства на учебники в бюджетах регионов отдельной строкой», – отметила Любовь Духанина.

Важной проблемой остается повышение квалификации учителей – по мнению экспертов, необходимый уровень подготовки педагогов к реализации нового стандарта школьного образования еще не достигнут. В 2016 г. эксперты Фонда выступили с предложением сделать обучение реализации стандарта обязательным для всех студентов педагогических вузов и колледжей. Это предложение было принято Министерством образования и науки России – соответствующее требование было включено во ФГОС высшего и среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогические науки». В программы подготовки педагогов вносятся существенные изменения, а владеть современными методиками стало обязательным для всех будущих учителей.

Сделан следующий шаг и в работе по возвращению в школу трудового воспитания – комитет по образованию Госдумы начал работу над поправками в действующее законодательство. Эти поправки должны расширить возможности школ в осуществлении трудового воспитания, упростить для школьников участие в общественно-полезной деятельности.

В 2016 г. была продолжена работа по развитию среднего профессионального образования. Экспертами Фонда совместно с НИЯУ МИФИ были разработаны и внедрены три инновационные программы обучения для техникумов и колледжей в рамках перечня 50 новых, перспективных и востребованных на рынке труда профессий. Программы содержат содержание и технологии обучения, которые ранее были доступны только студентам вузов. Результаты работы были представлены на всероссийской онлайн-конференции «Выпуск специалистов по новым и перспективным профессиям СПО (ТОП-50) к 2020 г.», в которой приняли участие около тысячи человек.

«Обсуждение показало, что регионы остро нуждаются в такой методической поддержке. К 2020 г. половина организаций СПО должны осуществить первый выпуск по новым и перспективным профессиям, а для этого должны быть доступны самые эффективные и передовые практики. Речь идет и о содержании подготовки, и о методиках, и о возможностях увеличения практической подготовки. Работа в этом направлении обязательно будет продолжена. Кроме того, в планах следующего года – продолжение мониторинга готовности регионов к подготовке кадров по перечню ТОП-50, а также анализ соответствия подготовки кадров потребностям региональных экономик», – говорит Духанина.

Ранее Фондом проводился анализ кадровой потребности и обучения по программам СПО в Сибирском и Дальневосточных округах. По-прежнему самыми дефицитными остаются рабочие профессии. Эксперты Фонда также провели анализ целевого приема в вузы: по их мнению, потенциал целевой подготовки остается на треть неиспользованным. Совершенствование системы целевого обучения уже стало предметом обсуждения в правительстве, а в планах Госдумы – рассмотрение вопроса об условиях договора о целевом обучении и о целевом приеме для выпускников сельских школ.

Комментируя планы на следующий год, Любовь Духанина отметила, что одной из важнейших задач будет работа по развитию доступности дополнительного образования. Совместно с рабочей группой ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» уже ведется работа по совершенствованию статистики в этой сфере. В 2016 г. стало возможным получать сведения о количестве организаций, ведущих подготовку по программам дополнительного образования, о численности детей по каждому направлению подготовки и формам обучения. На очереди – создание механизмов гарантированного дополнительного образования для каждого ребенка.

В части дополнительного образования важными ресурсами являются не только дома творчества и спортивные школы; нужно развивать и использовать в целях образования возможности учреждений культуры. В 2016 г. совместно с Российским Союзом сельской молодежи эксперты фонда провели мониторинг состояния культурной инфраструктуры в сельской местности, который позволил оценить удовлетворенность сельских жителей проводимыми мероприятиями. По результатам опроса большинство жителей, проживающих в сельской местности, испытывают недостаток в кинотеатрах, спортивных кружках (фитнес, аэробика, хореография, йога), развивающих мастер-классах и тренингах, а также встречах с интересными и знаменитыми людьми. В общей сложности спектр возможностей, существующих в сельских культурно-досуговых центрах, соответствует ожиданиям 53,7% опрошенных. Результаты данного мониторинга были представлены общественности на межрегиональном форуме ОНФ «Форум действий. Регионы» 24 апреля 2016 г. в Йошкар-Оле, на их основе были сформулированы рекомендации федеральным органам исполнительной власти.

В следующем году эксперты Фонда совместно с рабочей группой ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» продолжат работу по всем имеющимся направлениям. 

«У нас много задач, которые можно решить только конкретными действиями, и результаты должны быть видны людям. Нужно развивать группы домашнего воспитания, частные детские сады, модульные детские сады. Это увеличит доступность дошкольного образования. Нужно создать механизм, гарантирующий каждому ребенку посещение кружка или секции. Для того чтобы работодателям не пришлось переучивать выпускников СПО, студент уже со второго курса должен не просто проходить практику, но и быть трудоустроенным, выполнять реальные заказы. Такие временные рабочие места могут создаваться на базе колледжей. Мы продолжим, помимо мониторинга запросов граждан на образование, выполнять и функции координатора подобных процессов», – заключила Любовь Духанина.

0
0
0