Эксперты ОНФ: Игнорирование регионами публичного аудита привело к нерациональным тратам из региональных бюджетов

7 декабря 2016 года, 17:28
Фото: hqwallpapers.ru

Проведенное Центром ОНФ «Народная экспертиза» исследование показало, что начиная с 2013 г. 54 субъекта РФ заключили 386 крупных контрактов на строительство общей стоимостью 852 млрд руб. за счет региональных бюджетов. При этом только 17 из этих регионов по состоянию на ноябрь 2016 г. имеют утвержденные положения о проведении публичного технологического и ценового аудита (ПТЦА).

В соответствии с 596-м «майским указом» президента РФ в 2013 г. было принято постановление правительства, согласно которому субъектам РФ было рекомендовано утвердить положения о проведении публичного технологического и ценового аудита всех крупных инвестиционных проектов с госучастием субъектов РФ. Однако повсеместного применения на региональном уровне такой аудит пока не нашел, поскольку разработка и утверждение положения о его проведении носят для субъектов РФ рекомендательный характер. Так, положения о публичном аудите утверждены только в 29 регионах России.

При этом эксперты Центра ОНФ отмечают, что на федеральном уровне публичный аудит уже работает, позволяя снижать начальную стоимость проектов на 10%. Начиная с 2013 г., по данным Минэкономразвития России, аудит 25 инвестпроектов снизил их стоимость на 13%: с 550,6 млрд до 486,8 млрд руб. Например, по объектам Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) экономия составила более 10 млрд руб., объектам Азово-Черноморского транспортного узла РЖД – 7 млрд руб., а по БАМу и Транссибу – более 15 млрд руб.

Анализируя данные сайта госзакупок, эксперты выявили, что, с 2013 г. за счет средств региональных бюджетов 54 субъекта РФ заключили 386 крупных контрактов (каждый из которых стоимостью более 500 млн руб.) на строительство общей стоимостью 852 млрд руб. При этом на ноябрь 2016 г. только 17 из указанных регионов имеют утвержденные положения о публичном аудите. И если провести параллель с результатами аудита на федеральном уровне, то упущена возможность экономии почти 86 млрд руб. средств региональных бюджетов.

Необходимо отметить, что в целом на 31 октября 2016 г. регионами, где отсутствуют положения о ПТЦА или в которых на тот момент они не были утверждены, было заключено 312 контрактов на строительство общей стоимостью 658 млрд руб. Таким образом, можно сказать, что процесс внедрения публичного аудита проектов с целью защиты бюджетных средств от необоснованной траты в настоящее время полностью не реализован.

Но есть еще одна проблема, отмечает руководитель Центра «Народная экспертиза» ОНФ Виктор Рожков. В принятых положениях о публичном аудите в разных регионах установлен различный порог стоимости строительства, при котором обязательно проведение публичного аудита (от 500 млн до 4 млрд руб.). Большинство регионов установили пороговое значение в 1,5 млрд руб. Между тем 70% заключаемых контрактов оцениваются в пределах от 500 млн до 1,5 млрд руб. То есть получается, что большая часть проектов под публичный аудит не попадает. Такой вывод сделан по результатам мониторинга контрактов на строительство, заключенных субъектами РФ за счет региональных бюджетов с 2013 г.

«Публичный аудит – это механизм защиты бюджетных средств от неэффективного использования при реализации крупных инвестиционных проектов. Но пока этот инструмент в должной мере не работает, – отметил руководитель Центра «Народная экспертиза» ОНФ Виктор Рожков. – Для того чтобы сдвинуть ситуацию с места, необходимо изменить рекомендательный характер публичного аудита для регионов на обязательный, а также установить нижний порог стоимости региональных проектов для проведения публичного аудита на уровне 500 млн руб.».

Динамика принятия субъектами ПТЦА и заключения контрактов на строительство.

0
0
0