Позиция

Член Центрального штаба ОНФ, председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, координатор Центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов президента «Народная экспертиза»

Николаев: Негосударственные компании на рынок поставщиков соцуслуг пока не пришли

30 марта 2016 года, 14:52

С момента вступления в силу федерального закона № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» прошло уже больше года, но эксперты ОНФ считают, что о его полноценной работе говорить рано. Об этом свидетельствуют данные очередного мониторинга, проведенного в начале 2016 г. Центром ОНФ «Народная экспертиза» в 85 субъектах РФ.

Законом предусмотрено, что в реестрах поставщиков социальных услуг заметную долю должны занимать негосударственные компании. Но при изучении реестров поставщиков таких услуг становится очевидным, что процесс их привлечения в данную сферу идет вяло. По состоянию на конец декабря 2015 г. в реестрах состояло 5 тыс. 522 организации, среди которых только 6% – негосударственные, из них всего 3% – НКО. А в реестрах 32 регионов РФ негосударственные поставщики социальных услуг вообще не зафиксированы. Наибольшее количество частных поставщиков на момент проведения мониторинга присутствовало в реестрах Республики Башкортостан (59), Пермского Края (16), Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (14) и Ленинградской области (11).

Минтруд в феврале этого года на официальном сайте опубликовал данные мониторинга реализации положений ФЗ № 442 в субъектах РФ, согласно которому в реестр поставщиков социальных услуг на начало 2016 г. включено всего около 300 негосударственных организаций, с учетом социально ориентированных НКО. Эти сведения совпадают с результатами мониторинга Центра (январь 2016 г.), но с оговоркой: часть негосударственных организаций – это реорганизованные госучреждения (например, такие есть в вышеупомянутом реестре Башкортостана). Таким образом, даже регионы, занимающие первые места по количеству негосударственных организаций в реестрах поставщиков социальных услуг, можно назвать лидерами лишь условно.

Почему представители негосударственных организаций не знакомы с положением закона о создании рынка соцуслуг и о возможности вступления в единый реестр их поставщиков? Этот вопрос специалисты Центра поднимали почти год назад, по итогам июньского мониторинга 2015 г. Но на данный момент почти ничего не изменилось, и то небольшое количество негосударственных организаций, которое присутствует в реестрах, не может обеспечить заметную конкуренцию на рынке соцуслуг и повлиять на качество в целом. А это одна из основных задач, которую должен был решить новый закон.

Необходимо напомнить, что в послании президента РФ Федеральному собранию на 2016 г. задачи, поставленные главой государства в области поддержки некоммерческих организаций, были расширены и конкретизированы. Так, было предложено установить правовой статус «некоммерческая организация – исполнитель общественно-полезных услуг», а также предусмотреть поэтапное направление до 10% средств региональных и муниципальных программ на закупку социальных услуг у некоммерческих организаций.

Весьма сильно «хромают» механизмы, направленные на привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к участию в поставках социальных услуг населению за счет бюджета. Исследования, проведенные Общероссийским народным фронтом, выявили ряд системных проблем. Во-первых, требования, предъявляемые к НКО для включения в реестры поставщиков социальных услуг, часто носят заградительный характер. Много нареканий вызывают и завышенные требования к срокам их деятельности с момента создания.

Второе, что тормозит активное участие НКО в оказании социальных услуг населению, это проблемы в области получения ими компенсаций за их оказание. Это выявил мониторинг Центра. Эксперты, принимавшие участие в исследовании, указали на отсутствие прозрачности в сфере начисления компенсационных выплат. В ряде регионов нормативные акты, определяющие объем и порядок получения компенсаций, принимались с большой задержкой, что не позволяло организациям – поставщикам услуг, не участвующим в выполнении госзадания (заказа), планировать свою деятельность. В частности, это отмечалось в Курской, Нижегородской, Пензенской областях, Пермском крае, Республике Марий Эл, Хабаровском крае, Ямало-Ненецком АО (необходимые нормативные акты были приняты только в конце 2015 г.).

По словам директора Центра ОНФ «Народная экспертиза» Николая Николаева, очень важно создать единые требования к формированию порядка компенсаций расходов негосударственных поставщиков социальных услуг, включенных в региональные реестры, а также рамочные стандарты социального обслуживания. Для оценки эффективности деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов власти необходимо включить в систему показателей оценки их деятельности показатель «Развитие рынка социальных услуг и социального предпринимательства».

«Рассчитывать на то, что негосударственные поставщики социальных услуг смогут занять существенный сегмент в профильной нише можно лишь при условии реализации всех вышеперечисленных мер. А в итоге комплексный подход обеспечит реальное достижение задач, ради достижения которых и принимался 442-й федеральный закон», – считает Николаев.

0
0
0