ОНФ предлагает ввести персональную ответственность чиновников за срыв госпрограмм и взятых регионом обязательств

18 февраля 2016 года, 17:40

Минстрой России подвел итоги выполнения указа президента России, лидера Общероссийского народного фронта Владимира Путина в части ликвидации аварийного жилищного фонда за 2015 г. «На бумаге» план выполнен на 100,8% с учетом тринадцатипроцентного перевыполнения плана 2014 г. Реально же, согласно отчетности сайта «Реформа ЖКХ», которую активисты Народного фронта проверили в день, когда ведомство отчитывалось, за 12 месяцев 2015 г. выполнено 87% от плановых показателей. Налицо замедление темпов выполнения программы. Такие выводы сделали эксперты Центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов президента «Народная экспертиза». И хотя с учетом перевыполнения плана в 2014 г. получается, что программа выполняется в целом в соответствии с графиком, эксперты отмечают, что если в отдельных регионах она перевыполняется, то в других ее реализация находится в зачаточном состоянии. А людей, чье переселение из аварийного фонда откладывается, абсолютно не утешат формальные данные о выполнении программы в общероссийском масштабе.

По итогам 2014 г. сформировалась группа аутсайдеров по темпам ликвидации аварийного жилищного фонда – это республики Тыва, Карелия и Коми, а также Забайкальский край. В 2015 г. к ним присоединились Саратовская, Астраханская области, Адыгея и другие. Речь идет не просто о недовыполнении плана. В этих регионах, вплоть до осени, мероприятия по расселению из аварийного жилья попросту не были профинансированы в полном объеме. Тыва, например, вообще не предусмотрела в бюджете деньги на эту программу, а Забайкальский край и Карелия, проще говоря, бойкотируют реализацию этой программы.

Именно за счет таких регионов возникла реальная угроза срыва программы. При этом аутсайдеры зачастую не брезгуют и прямыми подлогами в отчетности. В прошлом году ОНФ выявил десятки случаев предоставления недостоверной информации о расселении аварийного жилья. По выявленным случаям задержек со сдачей отчетности и неисполнения программ за 2015 г. было наложены многочисленные финансовые санкции на регионы.

Однако те меры, которые применяются к отстающим регионам, по факту неэффективны. Так, в 2015 г. в качестве наказания для регионов, отстающих от показателей, а также предоставляющих недостоверную отчетность по расселению, были введены штрафы. Но они налагались на регион в целом, а не на конкретных недобросовестных исполнителей. А ведь именно эти лица виновны в том, что программа по расселению из аварийного жилья идет с отставаниями от графика.

Кроме того, вырисовывается любопытная картина: самые отстающие регионы не стесняются публично заявлять о том, что в случае применения к ним санкций они тем более не успеют уложиться в сроки, обозначенные в программе. «Это самый обыкновенный шантаж, тем более что на практике санкции применяются лишь в тех случаях, когда обойтись без наказания невозможно», – отмечают эксперты «Народной экспертизы».

Например, формально, на Забайкальский край должны быть наложены штрафы в размере более 200 млн руб., на Карелию – более 130 млн руб. Для этих регионов такие штрафы означают не просто наказание, а реальное лишение людей, проживающих в бараках, последней надежды на расселение.

Или Свердловская область, где были обнаружены несколько доказанных случаев предоставления недостоверной отчетности о сдаче жилья (так называемые дома-призраки).

В итоге за такую провинность были наказаны не лица, инициировавшие внесение в федеральную базу заведомо ложной информации, а весь регион. Это примерно так же, как если бы за наезд на пешехода наказать всех пассажиров автобуса, а не персонально водителя. Точно так же и здесь: регион был оштрафован на 0,5 млн руб.

Именно поэтому, считают эксперты «Народной экспертизы», пора вводить персональную ответственность чиновников за выполнение взятых регионом обязательств и исполнение государственных программ. «В противном случае мы так и будем сталкиваться с ситуациями, когда проштрафившийся регион не только не будет исправляться, а еще и будет шантажировать центр невыполнением обязательств перед гражданами», – считают эксперты.

Они настаивают на том, чтобы для каждого региона из «группы риска» был разработан индивидуальный план исправления ситуации. Этот план должен учитывать тот факт, что у большинства катастрофически отстающих регионов объем невыполненных обязательств уже сейчас существенно превышает возможности регионального строительного комплекса.

Также эксперты полагают, что необходимо назначить ответственных кураторов на федеральном уровне и на уровне региона, которые будут нести персональную ответственность за его воплощение в жизнь.

«Если не принять таких мер, то провалы аутсайдеров будут по-прежнему скрываться за чужими достижениями, нам будут показывать позитивные в целом общероссийские итоги реализации программы. Вплоть до момента окончания программы. Но тогда мы столкнемся с конкретными провальными территориями, где план по ликвидации аварийного жилья не выполнен», – уверены эксперты Центра ОНФ «Народная экспертиза».

В настоящий момент силами Центра осуществляется фотомониторинг всех домов, которые были построены по программе расселения из аварийного жилья и были сданы в эксплуатацию в последние 10 дней 2015 г. Цель мониторинга – проверить достоверность информации о сдаче в эксплуатацию и степень реальной готовности этих домов для заселения. Всего обследуется более 300 домов.

0
0
0

Главные события у вас в почте

На указанные Email будут приходить ежедневные рассылки новостей