Эксперты ОНФ: Правительство не приняло эффективных мер по легализации мигрантов и их интеграции в российское общество

9 февраля 2016 года, 17:18
Фото РИА Новости/Илья Питалев

На прошлой неделе правительство РФ объявило о значительном снижении квот для трудовых мигрантов. В ОНФ сомневаются, что число иностранной рабочей силы в стране уменьшится, просто увеличится количество нелегалов и снизится прибыль государства в виде налогов. Согласно статистике УФМС за 2015 г., число приехавших на заработки из других стран уменьшилось на 6,1%, а количество выданных разрешений на работу сократилось на 81%, патентов – на 25%. Причина этого в том, что принятые правительством во исполнение поручений президента России, лидера Общероссийского народного фронта Владимира Путина меры для легализации и интеграции в российское общество мигрантов оказались неэффективными, отмечают эксперты рабочей группы ОНФ «Честная и эффективная экономика» и предлагают администрации президента не снижать контроль за этой сферой.

«Майские указы» президента РФ были направлены на легализацию миграционного потока и интеграцию мигрантов в российское общество. В частности, глава государства поручил разработать и реализовать программы социальной адаптации мигрантов, а также ввести для них обязательный экзамен по русскому языку, истории России, основам законодательства.

Правительство в своих докладах от января 2016 г. информирует о введении экзаменов для мигрантов, числе выданных патентов и разрешений на работу, создании центров по изучению русского языка, модернизации информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении», где с этого года фиксируются сведения о выданных иностранным гражданам сертификатах по результатам комплексного экзамена.

Одной из мер правительства стало упразднение в 2015 г. квот для гастарбайтеров из безвизовых стран и введение патентов, позволяющих им работать на территории России. Таким образом, сейчас граждане из безвизовых для РФ стран должны получать патенты, а из визовых – по-прежнему разрешение на работу. Процедура получения обоих документов одинакова.

Чтобы оформить патент, приезжим необходимо сдать экзамены по русскому языку, истории России и основам законодательства. На это отводится всего 30 дней. Эксперты ОНФ подчеркивают, что зачастую этого времени не хватает, чтобы подготовиться и сдать экзамены, а также собрать другие необходимые документы. Но даже успешно прошедшие экзаменационные испытания мигранты испытывают проблемы. Бумажный сертификат, подтверждающий знания, выдается в течение 10 рабочих дней с даты проведения тестирования, а срок доставки может превышать две недели.

«Получить сертификат – большая проблема. Число образовательных учреждений-агентов, занимающихся тестированием, ограничено, и они не могут выдавать сертификат на местах. Поэтому приходится порой долго ждать документ. В Астраханской области всего четыре учреждения имеют право проводить экзамены. Мигрантам нужно преодолеть десятки, а то и сотни километров, чтобы сдать экзамен и потом получить сертификат. Эту систему нужно существенно упрощать», – комментирует сопредседатель регионального штаба ОНФ в Астраханской области, председатель астраханского регионального отделения «Деловой России» Наиля Никитина.

Она предложила расширить сеть образовательных учреждений в регионах, проводящих экзамены, и дать им право самостоятельно выдавать сертификаты. Из-за неудобств, связанных с получением образовательного сертификата, мигрантам проще его купить, тем более что возможности для этого есть. В прошлом году активисты ОНФ получали сигналы из разных городов, в том числе из Москвы, Обнинска, Уфы о том, что были зафиксированы случаи выдачи сертификатов без личной явки на экзамен за дополнительную плату от 5 до 7 тыс. руб.

О коррупционной составляющей в экзаменационной системе для мигрантов говорит и высокий процент сдаваемости экзаменов. По информации Минобрнауки, в прошлом году в комплексном экзамене приняли участие 1,663 млн иностранных граждан, из них 1,568 млн – успешно сдали его. Вокруг большинства центров по сдаче комплексного экзамена образовались аффилированные структуры, предоставляющие услуги, оплата которых увеличивает вероятность сдачи экзамена. С жалобами в ФМС на это неоднократно обращалась региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Комитет «Гражданское Содействие».

«В Астраханскую область мигранты в основном прибывают по приглашению фермеров-предпринимателей. При этом зачастую сами работодатели оплачивают их обучение и получение патента. Сегодня тариф на патент состоит из федеральной и региональной частей, в итоге получается немалая сумма – около 4 тыс. руб. в зависимости от региона. Не каждый работодатель может оплачивать такие крупные суммы приглашая на работу, скажем, десятков мигрантов. Ведь за патент нужно платить каждый месяц. Поэтому многие работодатели нанимают мигрантов нелегально. Считаю, что необходимо пересмотреть тариф на патент», – рассказала Наиля Никитина.

Нередки случаи, когда мигранты были вынуждены платить за бесплатные услуги, их отправляли на платную пересдачу экзамена по русскому из-за акцента, предлагали за 17 тыс. руб. оформить документы, подтверждающие статус носителя русского языка или высококвалифицированного иностранного сотрудника, которым не требуется сдавать экзамен. Также среди «услуг» для мигрантов – фиктивное прохождение медкомиссии, возможность не проходить процедуру дактилоскопии.

По мнению экспертов ОНФ, необходимо также доработать план мероприятий на 2016–2020 годы по реализации Концепции российской государственной миграционной политики. Дело в том, как отмечают эксперты Центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов президента «Народная экспертиза», в концепции прописаны меры по адаптации мигрантов, а в плане мероприятий, который был принят в конце 2015 г., таких мероприятий не содержится.

«Процесс адаптации мигрантов является достаточно сложным, и одной сдачей экзаменов или тридцатидневными курсами русского языка этот вопрос не решить, – отметил член Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Михаил Старшинов. – Эта задача целиком и полностью лежит на Министерстве образования РФ. С одной стороны, нужно разбираться во многих вещах, начиная от предъявляемых мигрантам требований, потому что встречаются такие тесты, которые не могут сдать даже граждане, окончившие российскую школу. А с другой стороны, адаптация и интеграция мигрантов не сводится исключительно к сдаче экзаменов. Если человек сдал экзамен, а зачастую свидетельство получают благодаря взятке, это совсем не свидетельствует о том, что он интегрирован в наше общество. Это вопросы культуры и образования, которые лежат в гуманитарной плоскости. Здесь нашему правительству необходимо самым активным образом расширять взаимодействие с правительствами стран исхода этих самых мигрантов. Они должны там получать образование и по русскому языку, и по истории России. Наверное, это непосильная задача для нашего Минобразования, ведь они даже для российских школьников не могут написать единый учебник истории. Но ключ к решению проблем лежит именно в этом направлении. Общие ценности, взгляды на жизнь, шкала приоритетов – вот что должно объединять мигрантов, которые, как правило, приезжают из бывших республик Советского Союза, и российских граждан. Президент России Владимир Путин в своих поручениях вкладывал именно такой смысл. А то, что происходит сейчас – в чистом виде профанация интеграции мигрантов».

С марта 2014 г. по указанию президента, данному по итогам «Форума действий», создан механизм учета мнения ОНФ при снятии с контроля поручений Владимира Путина. Контрольное управление президента направляет в Народный фронт доклады правительства для подготовки заключений, без которых решение в отношении тех или иных поручений не принимается.

 

0
0
0

Главные события у вас в почте

На указанные Email будут приходить ежедневные рассылки новостей