Эксперты ОНФ: Механизм оценки деятельности чиновников нуждается в углубленной настройке

14 января 2016 года, 12:29

Центр ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов президента «Народная экспертиза» планирует в 2016 г. расширить мониторинг эффективности механизма оценки гражданами деятельности руководителей органов власти и организаций, осуществляющих предоставление услуг населению. Исследования, проведенные в декабре прошедшего года, показали, что в своем нынешнем виде данный механизм, разработанный в соответствии с «майским указом» президента, мало востребован и нуждается в серьезных настройках.

«Без действенной обратной связи с населением исполнительная власть не может быть по-настоящему эффективной. А значит, люди должны иметь возможность публично оценивать эффективность деятельности чиновников на местах и тем самым прямо влиять на качество государственного управления. В этом смысл и содержание поручений президента РФ, данных в рамках «майского указа» №601», – считает директор Центра независимого мониторинга исполнения указов президента «Народная экспертиза» ОНФ Николай Николаев.

Указом о совершенствовании системы госуправления поставлена задача установить критерии и порядок оценки гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральной исполнительной власти, органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, а также акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности субъектов РФ или муниципалитетов. Также указом определено, что результаты этой оценки должны служить основанием для принятия решений о досрочном прекращении руководителями исполнения своих должностных обязанностей.

Пилотный мониторинг, проведенный экспертами Центра в декабре 2015 г., показал формализм в формировании и применении этого механизма и, как результат, слабую заинтересованность в нем самих граждан. Достаточно сказать, что ни одного случая, когда чиновник отстранен от занимаемой должности по результатам оценки граждан, пока не зафиксировано.

В ходе мониторинга были проанализированы сайты девяти федеральных органов власти, участвующих в оценке, – Росреестра, МВД, ФМС, ФНС, ПФР, ФСС, ФССП, Росимущества и Роспотребнадзора. Как выяснилось, все они содержат опросный модуль информационной системы мониторинга качества госуслуг (ИАС МКГУ, сайт «Ваш контроль»), но размещение ссылок на него не всегда удобно для пользователя. Например, на сайте МВД ссылка на «Ваш контроль» спрятана в глубине одного из разделов, на сайте Росреестра она убрана в самый конец главной страницы, что требует «прокрутки»; на разных сайтах можно встретить разный формат ссылки – все это нарушения приказа Минэкономразвития, регламентирующего вид и размещение баннера.

В этом смысле показательны данные об осведомленности посетителей ведомственных сайтов о деятельности портала «Ваш контроль». К примеру, отвечая на соответствующий вопрос на сайте ФМС, 71% от 472 пользователей, принявших участие в анкетировании на 11 декабря, ответили, что впервые слышат о таком ресурсе, 26% – что знакомы с ним, но не пользовались, и только 3% – что неоднократно пользовались им.

Как следует из отчета Агентства стратегических инициатив (АСИ), подготовленного в соответствии с поручением президента РФ, большинство получателей услуг не затрудняет себя их оценкой просто потому, что не видит в этом смысла. Объяснить такую пассивность можно тем, что действующая система не предусматривает выявления системных негативных оценок с целью исправления ошибок и недоработок. Более того, как показывает проведенный Центром «Народная экспертиза» мониторинг, порой оценка организуется так, чтобы недостатки не фиксировались. Например, посетителям Управления Пенсионного фонда РФ в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска предлагается отметить на инфомате, что их устраивает в работе учреждения, причем оценку можно поставить только по одному из представленных показателей (часы приема, условия приема, компетентность специалиста и т.д.). Понятно, для улучшения работы организации это не имеет практического смысла.

Эксперты АСИ также отмечают слабое реагирование на критические комментарии получателей госуслуг на портале «Ваш контроль». Остается нерешенным и ряд организационных проблем. Например, не все МФЦ имеют возможность заключения договора на обслуживание SMS‐канала для оценки качества предоставления госуслуг. Все это отнюдь не стимулирует граждан к тому, чтобы указывать власти на упущения в работе.

Как показало исследование, с оценкой деятельности руководителей на местном уровне дело обстоит еще хуже (по критериям удовлетворенности граждан деятельностью главы муниципалитета, организацией транспортного обслуживания, качеством автомобильных дорог, жилищно-коммунальных услуг).

Прежде всего эксперты Центра отмечают, что в организации оценки нет единого нормативного и методического регулирования со стороны федеральных органов исполнительной власти. В результате соцопросы на местах проводятся без единых правил, и их эффективность ничем не обеспечивается.

Так, данные по участию граждан в опросе могут в разы отличаться в разных муниципалитетах одного субъекта РФ, сопоставимых по численности населения, что не мешает организаторам считать опрос состоявшимся. Например, в интернет-опросе населения Салехарда (ЯНАО), где проживают более 48 тыс. человек, принял участие 151 пользователь. Тогда как в Пуровском районе ЯНАО с населением около 52 тыс. человек в опросе принял участие 451 респондент.

Эксперты Центра подчеркивают, что количество респондентов, принявших участие в опросе с использованием IT-технологий, не может репрезентативно представлять население муниципального образования. В результате экспертная комиссия, которая рассматривает результаты, может признать их неудовлетворительными, в том числе из-за недостаточного количества участников. В результате будет назначен дополнительный социологический опрос. Так было, например, в Брянской области, где результаты интернет-опроса населения, проведенного в январе – марте этого года, признали неудовлетворительными.

«Хотя «майский указ» был издан более трех с половиной лет назад, из-за отсутствия законодательных, организационных, методических решений механизм оценки деятельности руководителей органов власти и организаций, оказывающих услуги населению, остается неотлаженным, а потому крайне мало востребованным населением. Это дискредитирует саму идею влияния граждан на качество государственного управления. Правительство должно принять незамедлительные и исчерпывающие меры по исправлению ситуации. Мы оставляем ее на своем контроле и в 2016 г. планируем расширить мониторинг работоспособности механизма оценки населением деятельности чиновников», – отметил Николаев.

0
0
0

Главные события у вас в почте

На указанные Email будут приходить ежедневные рассылки новостей