Позиция

Заместитель руководителя Неврологического центра экстрапирамидных заболеваний и психического здоровья «ЦКБ с поликлиникой» Управления делами Президента РФ, член Общественной палаты РФ, член Центрального штаба ОНФ

Гаврилов: Увеличение штрафов для медучреждений не решит проблем российского здравоохранения

30 ноября 2015 года, 18:22

Увеличение штрафов для медучреждений и их медперсонала не решит проблем российского здравоохранения, а лишь обострит хронические болезни. Это приведет к еще большему дефициту средств финансирования больниц и поликлиник, а также усилит отток кадров из отрасли, считает директор Фонда независимого мониторинга «Здоровье», член Центрального штаба ОНФ Эдуард Гаврилов.

28 ноября завершилось общественное и экспертное обсуждение на сайте regulation.ru поправок в действующий с 2002 г. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), подготовленных Минздравом России. В ближайшее время они должны быть внесены в Госдуму. Как отмечают эксперты Фонда независимого мониторинга «Здоровье», эти поправки внесены с целью усилить административный вес Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор). Изменения предусматривают более 30 новых составов действий, чреватых наказаниями разной степени суровости – от штрафа до отзыва лицензии. Они касаются несоблюдения порядков и стандартов оказания медицинской помощи.

Поправки в КоАП, в частности, предусматривают административное наказание в виде лишения медицинской организации лицензии. Такое наказание предлагается применять в случае выявления фактов грубых нарушений лицензионных требований и условий юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Лишиться лицензии можно будет за «осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) на медицинскую или фармацевтическую деятельность».

Кроме этого, законопроектом вводятся новые виды административных правонарушений в сфере охраны здоровья. Так, например, предлагается штрафовать за нарушение правил лабораторной и клинической практики при проведении клинических и доклинических исследований лекарственных средств.

Нарушение правил проведения клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц, то есть врачей, – от 5 тыс. до 10 тыс. руб., а на юридических лиц медицинских организаций – от 20 тыс. до 30 тыс. руб. За нарушение порядка оказания медицинской помощи, если это влияет на качество медицинской помощи, придется заплатить штраф должностным лицам – от 10 тыс. до 20 тыс. руб., а юридическим лицам – от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

Врачи и медучреждения также должны будут заплатить штраф, если в больнице или поликлинике нарушены установленный порядок проведения медико-социальной экспертизы, правила проведения профилактического медицинского осмотра, медицинских осмотров, проходимых несовершеннолетними для поступления в образовательное учреждение, а также выявлены другие нарушения.

«Задача Росздравнадзора – контроль за качеством оказываемой населению медпомощи. Но, как убедительно показал анализ, проведенный Федеральной антимонопольной службой, с этим Росздравнадзор справляется неудовлетворительно, сводя проверку жалоб граждан, в частности, к формальной оценке соблюдения порядков оказания медпомощи. Предлагаемые поправки усугубляют проблему дублирования контрольных функций, в результате чего к организации могут быть неоднократно применены санкционные меры разными федеральными и региональными ведомствами за одно и то же нарушение. Эти поправки не несут сколь-нибудь значимой пользы для пациентов, лишь усиливают давление на медорганизации», – уточнил Гаврилов.

Он подчеркнул, что на сегодняшний день Минздравом утверждено только 56 порядков оказания медпомощи (37% от необходимого).

Эксперты Фонда «Здоровье» отметили дублирование полномочий по семи направлениям работы службы: от внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности до экспертизы качества медпомощи. Такие же проверки проводятся федеральными и региональными органами исполнительной власти, федеральным и территориальными фондами ОМС.

«Напомню, что одним из принципов защиты прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля, предусмотренных законом ФЗ-294, является недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или предпринимателя несколькими органами государственного или муниципального контроля исполнения одних и тех же обязательных требований», – отметил глава Фонда «Здоровье».

Серьезные недостатки общественники видят и в лицензионной деятельности Росздравнадзора. «Минздрав России не выполняет требования п.3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного правительством РФ. В результате в настоящее время в России отсутствует единая система лицензионных требований, предъявляемых к соискателям в медицинской сфере. В итоге Росздравнадзор и органы лицензирования самостоятельно выбирают те или иные нормативные правовые акты и документы, на основании которых выдаются лицензии по каждой работе, составляющей медицинскую деятельность. А право отзыва лицензии в условиях, когда нет четких требований, может способствовать произволу чиновников», – подчеркнул Гаврилов.

Эксперты Фонда «Здоровье» намерены обратиться в Минздрав России с предложением привести нормативную базу министерства в соответствие с требованиями Положения о лицензировании медицинской деятельности, чтобы все участники системы здравоохранения были в равных условиях.

0
0
0

Главные события у вас в почте

На указанные Email будут приходить ежедневные рассылки новостей