16+
Наведите камеру на QR-код, чтобы сделать вызов со смартфона
Скопировано!

На площадке ОНФ в МЭСИ обсудили вопросы развития общественно-профессиональной аккредитации в образовании

среда, 24 декабря 2014 г. 19:57
97B4C8F90DEB95E86C080CD8863473EE

На площадке Общероссийского народного фронта состоялось заседание круглого стола на тему «Перспективы развития общественно-профессиональной аккредитации в российском образовании», которое, в частности, было посвящено реализации на практике сатей 95 и 96 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и пункта 4 Указа президента РФ от 7 мая 2012 г. №599. Модератор дискуссии – представитель Центрального штаба Народного фронта, руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и наука как основы национальной идентичности» Любовь Духанина – в своем вступительном слове отметила, что в целом система оценки качества образования «находится в стадии дискуссии». «Очень важно, чтобы мы имели несколько разных каналов оценки. Одна ситуация – это когда государство оценивает через процедуры лицензирования и аккредитации, другая – когда оценивает народ», – отметила она. Одним из основных докладчиков на круглом столе выступила проректор по научной и инновационной деятельности МЭСИ (Московский государственный университет экономики, статистики и информатики) Ольга Башина. Она рассказала о формировании системы независимой оценки качества образования в России с учетом как отечественной практики, так и международного опыта. В своем докладе она отметила, что независимая система оценки качества образования состоит из трех составляющих: государственной аккредитации образовательной деятельности, независимой оценки и профессионально-общественной аккредитации (ПОА), а также непосредственно общественной аккредитации. Директор Национального центра общественно-профессиональной аккредитации Владимир Наводнов обратил внимание собравшихся на то, что президент России Владимир Путин неоднократно затрагивал тему оценки качества образования. В то же время эксперт отметил, что на данный момент 273-ФЗ предусматривает 8 видов контроля. «Прошла новость, что на 2015 г. запланировано 1800 проверок, и возникает вопрос: мы хотим улучшить качество образования или заставить систему работать на отчеты? Если мы хотим повысить качество образования, то надо дать возможность вузам работать», – сказал он. Подводя итог своему выступлению, он обозначил несколько важных, на его взгляд, моментов. Во-первых, это отказ от монополизма. «Один Рособрнадзор с оцениванием в образовании не справится, – сказал Наводнов. – Во-вторых, это независимость оценщика. В-третьих, это аккредитация самого аккредитатора». В свою очередь член Центрального штаба ОНФ, ректор МГЮА им. О.Е. Кутафина Виктор Блажеев рассказал участникам круглого стола о том, как проходит профессиональная аттестация при Ассоциации юристов России. По словам Блажеева, 1200 вузов и филиалов готовят юристов, подготовку которых он оценивает как слабую. «Многие профессиональные сообщества, которые могли бы проводить общественно-профессиональную аккредитацию, не мотивированы это делать», – сказал заместитель начальника учебно-методического центра Российского экономического университета им. Плеханова Александр Бобков. С другой стороны, стали появляться организации, которые ранее никогда не занимались подобной деятельностью. Также он выделил проблему острой нехватки экспертов, многие организации не имеют специалистов должного уровня. В связи с этим он предложил ввести для начала рамочные требования к организациям, которые будут заниматься аккредитацией. По мнению ректора Ухтинского государственного технического университета, доверенного лица президента России Николая Цхадая, именно внутри новых производственно-образовательных кластеров возможно создание «идеальной модели общественно-профессиональной аккредитации». При этом он отметил, что незаслуженно забыто такое понятие, как «уникальная образовательная среда» вуза. «Убежден, что задача повышения качества образовательной деятельности по конкретным образовательным программам должно быть дополнено задачей повышения качества образовательной среды», – сказал Цхадая. Он предложил при разработке моделей профессионально-общественной аккредитации образовательных программ использовать опыт кластеров. Сопредседатель регионального штаба ОНФ в Воронежской области, доверенное лицо президента России Вячеслав Шамарин считает, что при разработке стандартов профессионально-общественной аккредитации необходимо обратить внимание на такой факт, как разработка критериев оценки и их показателей. Это поможет в создании единого профессионального пространства. Так, он сказал, что необходимо заинтересовать организации для того, чтобы они проходили такую аккредитацию. «Ситуация в профессиональном образовании определяется тем, что многие работодатели, в особенности по инженерным специальностям, фиксируют падение качества образования. С их точки зрения, студенты не обладают ни достаточными теоретическими знаниями, ни проходят достаточной практической подготовки. Общественное обсуждение проблем системы образования, которое было проведено ОНФ в течение всего 2014 г. практически во всех регионах России, подтверждает эти проблемы», – сказала Духанина, подводя итоги круглого стола ОНФ. Также она отметила, что механизм профессионально-общественной аккредитации – это один из механизмов, который призван обеспечить более тесное сотрудничество между вузами и работодателями с целью повышения качества образования.  «Таким образом, законопроект регулирует деятельность, которая до настоящего времени существовала, но не была оформлена в законодательстве. При этом законопроект оставляет профессионально-общественную аккредитацию в статусе добровольной, подчеркивает отсутствие государственных финансовых обязательств по отношению к ПОА и предоставляет Рособонадзору право рассматривать результаты ПОА при государственной аккредитации. То есть применение механизма является добровольным, и мотивирующих факторов его использовать не вводится», – заявила Духанина. Результаты профессионально-общественной аккредитации могут учитываться при определении контрольных цифр приема, а также должны учитываться при мониторинге эффективности вузов, отметила Духанина. По ее словам, необходимо создать механизмы, мотивирующие вузы учитывать требования работодателей.



16+

Бесплатное приложение для Android и IOS:

RuStore

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies

Согласен

Скачай наше мобильное приложение!

Скачать приложение