"Дорожным картам" необходимо придать ускорение
Темпы реализации планов мероприятий ("дорожных карт"), направленных на улучшение инвестиционного климата в стране, слишком медленные - признали в правительстве РФ в понедельник. "Необходимо большее включение всех заинтересованных сторон. На площадке Общероссийского народного фронта мы намерены очень серьезно проработать этот вопрос. Такой ситуации, которая сложилась сейчас с исполнением поручений президента, не должно быть", - уверен Александр Бречалов, глава "ОПОРЫ России", член Центрального штаба ОНФ. Ход реализации «дорожных карт» по инвестиционному климату обсуждался в понедельник на заседании правительства РФ. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев отметил, что темпы реализаций мероприятий по дорожным картам содействия бизнесу слишком медленные, сообщает ИТАР-ТАСС. «В любом случае, темпы реализации нас устраивать не могут: из 173 мероприятий, по которым наступили сроки исполнения, исполнено примерно половина», - пояснил глава кабинета министров на заседании правительства, добавив, что «около 40 мероприятий находятся на исполнении, а 52 мероприятия - не исполнено». По словам главы правительства, это говорит не только о плохой работе ведомств-исполнителей, но и о необходимости оптимизировать ряд задействованных механизмов, поскольку эти механизмы «слишком сложные и их необходимо совершенствовать и привести в соответствие с реалиями». Хуже всего исполняются мероприятия по дорожным картам в сфере развития конкуренции, строительства и регистрации предприятий, уточнил министр экономического развития Алексей Улюкаев. Наиболее же позитивная обстановка складывается в области энергетики, таможенного администрирования, поддержки экспорта и регистрации недвижимости. По итогам заседания премьер РФ поручил Минэкономразвития и Агентству стратегических инициатив следить за исполнением дорожных карт. «Контроль за исполнением поручений президента - одна из ключевых задач Общероссийского народного фронта. По вопросу разработки и реализации "дорожных карт" таких поручений было несколько, - напомнил ONF.RU президент «ОПОРЫ России», член Центрального штаба Общероссийского народного фронта Александр Бречалов. - В настоящее время утверждено 8 "дорожных карт": по энергетической инфраструктуре, таможенному администрированию, качеству государственных слуг, оптимизации процедур регистрации предприятий, антимонопольной политике, поддержке экспорта, а также по вопросам строительства и доступа к госзаказу". В целом комплекс мероприятий, запланированный в рамках реализации "карт", проведен достаточно успешно, - констатировал Александр Бречалов: "В настоящее время очень активно работают экспертные группы в Москве, Екатеринбурге, Владивостоке. Кроме того, хотелось бы отметить такой важный вопрос как реализация регионального инвестиционного стандарта. Стандарт внедряется в 81-м субъекте Российской Федерации. В этом направлении есть несомненные лидеры: Москва, Татарстан, Кировская область. Есть и те главы регионов, которые в эту работу включились не так активно, можно сказать - неохотно. Мы уже говорили о том, что региональным и муниципальным лидерам необходим эффективный KPI по вопросам развития предпринимательства, чтобы была четкая ответственность за результат перед федеральным руководством и гражданами, чтобы нельзя было игнорировать реализацию важных инициатив". «Национальная предпринимательская инициатива (НПИ) – критически важный проект для страны, - отметил Илья Семин, вице-президент "Деловой России" - организации, присоединившейся к ОНФ. - Самое важное в НПИ - чтобы реальное улучшение условий для ведения бизнеса было не только в отчетах, но это почувствовали предприниматели на местах. То есть решающим должен быть голос бизнеса - в этом, пожалуй, смысл всего проекта. Именно в такой предпринимательской, а не бюрократической логике должны реализовываться дорожные карты. Пока данные социологических опросов такой картины не дают". Хотя в целом в рамках масштабного проекта НПИ есть заметные улучшения, тем не менее, некоторые мероприятия в дорожных картах остаются невыполненными или выполненными формально, отмечает Илья Семин. В частности, речь идет о «разработке единых стандартов в сфере поддержки экспорта, включая разработку стандартов предоставления госуслуг с целью поддержки экспорта, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства». "По отчетам он считается выполненным, - сообщает Илья Семин, - при этом все подробности о том, как именно он выполнен, отсутствуют. По крайней мере, об этом ничего не известно местному бизнесу в 11 регионах, в которых «Деловая Россия» провела круглые столы с основными региональными экспортерами". "Первое поручение президента РФ о разработке дорожных карт было дано ещё в 2011 году, в январе нынешнего года вышло поручение, касающееся внедрения инвестиционного стандарта, - напоминает Александр Бречалов. - Но тем не менее, несмотря на активность Агентства стратегических инициатив и бизнес-сообщества, со стороны ряда федеральных чиновников и некоторых глав регионов мы наблюдаем неудовлетворительное выполнение президентских поручений. В свою очередь, "ОПОРА России" активно включилась в мониторинг "карт". На сегодняшний день в этом процессе участвуют более 150 наших экспертов, которые регулярно направляют в органы власти замечания о ходе реализации «дорожных карт» по энергетике, таможне и строительству - наиболее важных для предпринимателей. Но необходимо большее включение всех заинтересованных сторон. На площадке Общероссийского народного фронта мы намерены очень серьезно проработать этот вопрос. Такой ситуации, которая сложилась сейчас с исполнением поручений президента, не должно быть. Кроме того, крайне важно соблюсти компромисс между тем, что изобретут в чиновничьих кабинетах и тем, как на самом деле "дорожные карты" будут реализованы на земле». Есть определенные сложности с реализацией "дорожной карты" по доступу к закупкам госкомпаний в самих госкомпаниях, отметил Илья Семин. "Дело в том, что в тех компаниях, где первое лицо включено в работу и заинтересовано в продвижении "дорожной карты" у себя в компании, там уже есть результаты: подготовлен план работы, обозначены сроки, определены ответственные за выполнение разных этапов работ – таким образом, всё под контролем и движется хорошо. К таким компаниям относятся, например, «Росавтодор» и «Росатом». В других же компаниях, где внедрением стандартов дорожной карты занимаются на уровне начальника управления или еще ниже, то изменения крайне слабые, либо их вовсе нет. Также, насколько нам известно, не во все госкомпании до сих пор даже поступили правительственные директивы об исполнении данной дорожной карты. Что, конечно же, является недопустимым, когда речь идет об исполнении указов президента страны. Деловое сообщество продолжает следить за ходом реализации «дорожной карты» по улучшению инвестиционного климата в стране и будет использовать канал связи с президентом Владимиром Путиным, который уже сработал в случае решения проблемы высоких страховых платежей для индивидуальных предпринимателей». Отметим, что интернет-портал ОНФ "За честные закупки", запущенный с начала сентября, уже помог выявить 80 сомнительных закупок общей стоимостью более 35 млрд руб.